Что изменится в жкх с года. Новые федеральные законы в сфере ЖКХ. Внесение сведений в ГИС ЖКХ

В системе оплаты жилищно-коммунальных услуг с начала 2017 года произошли существенные изменения. Поскольку изменения в ЖКХ затрагивают всех граждан, о них стоит знать каждому.

Ниже IQReview приводит обновленные сведения о коммунальных платежах.

Изменение строк в платежных счетах

С 1 января немного по-другому стал выглядеть сам список услуг к оплате . Теперь счет за содержание и ремонт дома переносится в состав уплаты за содержание жилого помещения и затрат на КУ, которые используются для содержания общедомового имущества. Раньше такое нововведение планировали ввести в обиход весной 2016 года, однако потом отложили.

Казалось бы, несущественное нововведение, однако оно позволяет регулировать перечисление средств на общедомовые нужны. До этого нормального порядка оплаты по факту не было: были ситуации, когда управляющие компании выставляли суммы за содержание дома больше, чем суммы за индивидуальное потребление в квартирах.

Раньше использование лампочек (на лестничных площадках, над дверями подъездов), лифтов, домофонов, а также воду для мытья подъездов оплачивали жильцы (расходы на это распределялись равномерно между всеми квартирами дома). С 2017 года на перечисленные расходы устанавливаются фиксированные нормативы. Если нормативы будут превышаться — оплачивать перерасход будут уже не жильцы (как раньше), а управляющие компании.

Также из жилищной услуги в коммунальную переместится такая строчка, как вывоз мусора. В этом направлении тоже должны были навести порядок. По закону №458-ФЗ, твердые бытовые отходы теперь квалифицируются как твердые коммунальные. Как следствие — может произойти пересмотр и изменение тарифов .

Т акое изменение в квитанции произошло не просто так: оно должно стимулировать граждан выбрасывать мусор раздельно. Чем больше отходов будет переработано, тем меньше будет сумма в квитанции ЖКХ . Также предполагается, что это будет способствовать появлению новых операторов, задачей которых будет контроль за переработкой мусора. Это направление достаточно сложное: и в крупных, и в маленьких городах (особенно) очень много несанкционированных свалок, да и сам процесс сбора и переработки отходов организован плохо.

Изменение в оплате долгов за услуги ЖКХ

Серьезно взялись за тех, у кого есть долги. Теперь у тех, кто не до конца производил оплаты услуг ЖКХ, с банковских карт можно будет списывать деньги в счет долга . Правда, делать это можно будет только в том случае, если по должнику будет судебный приказ (то есть только в судебном порядке). Если о взыскании решать дело будет суд — должник получит уведомление. При этом граждане имеют право оспорить указанную сумму долга, и подать заявление на отмену приказа.

В судебном порядке в мировых судах будут рассматриваться дела о долгах, которые не превышают сумму в 500 тысяч рублей. Арбитражные суды будут браться за дела, суммы по которым не превышают 400 тысяч.

Финансовую ответственность введут не только для должников, но и для управляющих компаний. Если ошибутся в квитанции , неправильно рассчитав сумму за коммунальные услуги, с них будет взыскиваться штраф в размере до 50% от ошибочно указанной суммы.

Размер пени за просрочку оплаты ЖКХ

Это, кстати, пункт достаточно актуальный: только за 2016 год и только по Москве было отправлено около 14000 обращений по ошибкам в счетах. Подтвердились из них около 10% жалоб (из-за нехватки информации о начислениях, задолженностях, проведенных перерасчетах, непонятных населению процедур начисления).

Важные законы, вступившие в силу с 1 января 2017 года

С начала года в силу вступили следующие важные законы:

    При расчете общей площади жилого помещения для террас, балконов, веранд и лоджий устанавливаются понижающие коэффициенты (согласно приказу Минстроя РФ от 25.11.2016).

    Со стороны государства усиливается контроль над расходом субвенций инвалидам и ветеранам (согласно закону №461-ФЗ).

    Создается Единый реестр недвижимости и единой учетно-регистрационной системы. В нем будет храниться информация из кадастра недвижимости и реестра прав.

Об изменении в правилах по капремонту

Почти два года назад в квитанции ЖКХ появилась новая графа - за капитальный ремонт. С взносами на капремонт население уже разобралось и свыклось.

В этом году и это направление затронули изменения:

    Теперь для ОМСУ появились конкретные сроки (1 календарный месяц) на выполнение ряда действий (раньше эти сроки никак не регламентировались). Речь идет о формировании фонда капремонта на счету регионального оператора (если жильцы не выбрали или не создали фонд самостоятельно), о принятии решения о проведении капремонта в соответствии с программой по региону.

    Информация о текущем состоянии фонда капремонта должна стать открытой. Теперь владелец счета должен представлять органу ГЖН отчет о таких данных: сумме, полученной в качестве взносов; сумме, израсходованной на капремонт; остатке на счету; заключении договора займа на выполнение работ по капремонту.

    В случае чрезвычайных ситуаций капремонт дома выполняется вне очереди. Объем работ при этом ограничивается только самым необходимым — делается то, что необходимо для ликвидации последствий аварии. Это дополнение распространяется только на дома, фонд капремонта которых формируется на счету регионального оператора.

Повышение тарифов

Самый главный нюанс для большинства граждан — это очередное повышение тарифов ЖКХ . В 2017 году это событие запланировано на 1 июля. Распоряжение об этом было опубликовано 21 ноября 2016 года.


Индекс повышения на тарифы

Индексы повышения на тарифы будут такими:

    Северная Осетия - 2.5;

    Адыгея, Карачаево-Черкесия, Чечня, Белгородская, Калининградская, Курская, Мурманская, Сахалинская, Тверская, Тамбовская области и Чукотка - 3.4;

    Алтайский край, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл, Удмуртия, Псковская, Воронежская, Новгородская, Саратовская области - 3.5;

    Ингушетия, Ростовская область - 3.6;

    Карелия, Забайкалье, Ставрополье, Орловская и Костромская области - 3.7;

    Амурская, Курганская, Ивановская, Ленинградская области - 3.8;

    Хакасия, Красноярский край, Чувашия, Рязанская, Брянская, Смоленская области - 3.9;

    Краснодарский и Пермский края, Владимирская, Кировская, Московская, Оренбургская области - 4.0;

    Республика Коми, Хабаровский край, Ханты-Мансийский округ -4.1;

    Мордовия, Татарстан, Волгоградская, Архангельская, Тульская, Липецкая области, Ямало-Ненецкий АО - 4.2;

    Самарская и Вологодская области - 4.3;

    Астраханская и Нижегородская области - 4.4;

    Магаданская, Омская, Томская, Пензенская области - 4.5;

    Еврейская АО - 4.8;

    Ярославская область - 4.9;

    Свердловская, Новосибирская, Иркутская области, Тыва, Приморский край -5.0;

    Тюменская область - 5.4;

    Башкортостан - 5.8;

    Кемеровская область - 5.9;

    Камчатка, Саха, Санкт-Петербург - 6.0;

    Москва - 7.

Больше всего повышение тарифов ощутят москвичи - для столицы индекс повышения составил 7. Меньше всего услуги ЖКХ подорожают в Северной Осетии (индекс — 2.5). В среднем по стране коммуналка вырастет на 4%.

Об изменениях ЖКХ в 2017 году (видео)

Изменения в жилищном законодательстве последних лет направлены на увеличение степени участия собственников и квартиросъемщиков в содержании не только принадлежащего им помещения, но и общедомового имущества и территории. О том, какие именно нормы претерпели изменения, рассказано в предложенном материале.

Каковы наиболее значимые недавние изменения в жилищном законодательстве

Говоря о недавних изменениях жилищного законодательства, стоит отметить наиболее значимые из них. Например:

  1. С 01.01.2017 изменен порядок расчета оплаты содержания жилых помещений. Теперь в ее состав вошла стоимость отдельных коммунальных ресурсов, затрачиваемых на оплату общедомового имущества (далее — ОДИ) (закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ).
  2. Введены единые требования к определению размера платы за наем жилого помещения по договору соцнайма или найма помещений государственного или муниципального фонда (приказ Минстроя России от 27.09.2016 № 668/пр). Новая формула основывается на качестве социально-экономической обстановки в регионе.
  3. В Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, внесены изменения, касающиеся газоснабжения (в отношении заключения договоров, обслуживания оборудования и др.).
  4. Введена обязанность размещать всю информацию об услугах и лицевых счетах потребителей в Главной информационной системе ЖКХ, административная ответственность и гражданско-правовые последствия за неразмещение.

Новое в жилищном законодательстве: оплата ресурсов на обслуживание общедомового имущества

Одна из самых нашумевших новинок 2017 года — изменение размера оплаты коммунальных платежей в связи с принятием новых региональных нормативов для расчета стоимости ресурсов, затрачиваемых на содержание ОДИ (собственно понятие коммунальных ресурсов также было введено в 2017 году). Свое закрепление правовая норма нашла в ст. 154 и чч. 9.1-9.3, 10 ст. 156 ЖК РФ. Речь идет о необходимости оплаты таких ресурсов только в том случае, если само сооружение предполагает возможность их расходования.

Расчет оплаты таких ресурсов проводится на основании показаний:

  • общедомовых приборов учета;
  • автоматизированной информационно-измерительной системы учета.

В качестве альтернативного варианта собственники жилья могут принять на общем собрании решение о расчете расходов на оплату коммунальных ресурсов исходя:

  • из нормативов, установленных в регионе;
  • прошлогодних показателей за аналогичный период с учетом перерасчета.

Нормативы потребления определяются на уровне субъектов Федерации в порядке и по правилам, установленным Правительством РФ в постановлении от 23.05.2006 № 306. На данный момент все регионы уже разработали свои нормативы, но не все они оказались обоснованными.

Внесение сведений в ГИС ЖКХ

Законом «О внесении изменений…» от 28.12.2016 № 469-ФЗ был перенесен на 01.07.2017 срок обязательного размещения в ГИС ЖКХ сведений поставщиками коммунальных ресурсов и организациями, управляющими многоквартирными домами.

Ранее ГИС ЖКХ пополнялась за счет данных, вносимых из государственных и муниципальных информационных систем, и сведений о лицензиатах в области предпринимательства — управления многоквартирными домами. Последние были обязаны размещать в ГИС ЖКХ сведения о домах, которыми управляли согласно Составу сведений о многоквартирных домах…, утв. приказом от 29.09.2015 Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр.

С июля же 2017 года обязанность по внесению сведений, перечисленных в ст. 6 закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 № 209-ФЗ (далее — закон о ГС ЖКХ), распространена на большую часть коммунальных и управляющих организаций, кроме поставщиков информации, работающих на территории городов федерального значения.

С 01.07.2017 у органов жилищного контроля появилась возможность выдавать предписания о размещении недостающей информации в системе, но с датой выполнения после 01.01.2018 (письмо Минстроя России от 29.08.2017 № 30838-АЧ/04).

С 01.01.2018 не размещенная в ГИС ЖКХ квитанция не считается предоставленной потребителю (ч. 8 ст. 12 закона о ГИС ЖКХ), вследствие чего:

  • субъект, который должен был разместить информацию об оплате, подлежит административной ответственности по ст. 13.19.2 Кодекса об административных правонарушениях;
  • потребитель может не оплачивать квитанцию.

Таким образом, в 2017 году право в сфере ЖКХ обогатилось новым понятием «коммунальные ресурсы». Кроме того, наступил новый этап развития ГИС ЖКХ: законодатель дал субъектам, обязанным размещать информацию в данной системе, полгода на ее освоение, а с 2018 года ввел неблагоприятные последствия для нарушителей.

09:45 — REGNUM В 2019 году индексация тарифов на услуги ЖКХ произойдёт в два этапа: с 1 января 2019 года тарифы повысятся на 1,7%, а с 1 июля 2019 года — ещё на 2,4%. Соответствующее постановление подписал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев .

За последние годы жители России привыкли к тому, что индексация тарифов ЖКХ происходит однократно с 1 июля. Как правило, в среднем по стране оплата за коммунальные услуги повышалась на 4%. В 2019 году суммарная индексация будет чуть больше и составит 4,1%.

В правительстве сообщили, что увеличение оплаты в два этапа произойдёт в связи с планируемым в 2019 году повышением НДС.

«В связи с повышением с 1 января 2019 года ставки НДС с 18% до 20% было принято решение об индексации платы граждан за коммунальные услуги с 1 января 2019 года на уровне 1,7%, обеспечивающее учёт повышения НДС, а с 1 июля 2019 года дополнительно на уровне 2,4% к январю 2019 года. Фактически это означает суммирование индексов такой платы, установленных на 1 января 2019 года и на 1 июля 2019 года», — говорится в справке к постановлению правительства.

Более того, в пресс-службе мэрии Екатеринбурга пояснили, что изменения направлены на то, чтобы индексация платы, несмотря на повышение ставки НДС, не превышала обычного уровня.

На самом деле увидеть в этом двухэтапном «манёвре» заботу о жителях России крайне сложно. А нехитрые расчеты показывают, что в 2019 году нагрузка на семейные бюджеты увеличится больше, чем, например, в 2018 или в 2017 годах, когда индексация происходила один раз в год — 1 июля на 4%.

Во-первых, обычный уровень, пусть и незначительно, на 0,1% но всё же превышен.

Во-вторых, лукавое сложение тарифов (1,7% + 2,4% = 4,1%) только на бумаге выглядит простым уравнением. На самом деле фактическая нагрузка на кошельки квартиросъёмщиков и собственников жилья вырастет на порядок больше, чем в прошлые годы.

Ни для кого не секрет, что из-за климатических особенностей России самые высокие расходы на услуги ЖКХ семейный бюджет несёт в зимний период. Каждая домохозяйка знает, что львиную долю суммы в квитанции составляет оплата за теплоснабжение. И если в прошлые годы зимний период проходил по одному «прошлогоднему» тарифу, а повышение за тепло происходило с началом отопительного сезона, то есть после летнего повышения, то в 2019 году оно произойдёт уже с 1 января.

Таким образом, нехитрый манёвр с индексацией стоимости услуг ЖКХ увеличит расходы жителей России, связанные с оплатой за теплоснабжение, сначала на 1,7%, а с началом нового отопительного сезона на 4,1%.

Применительно к уральскому округу, где отопительный сезон заканчивается позже, чем в европейской части страны и в южных регионах, этот период составит четыре с половиной месяца. То есть с января по апрель 2019 года жителям Свердловской области за четыре «дорогих» месяца придётся в общей сложности заплатить почти на 7% больше.

Ну и нельзя забывать, что существует иное мнение, согласно которому многие жители России и так переплачивают за коммунальные услуги и впору говорить о снижении тарифов, а не о их увеличении.

Например, инициативу о двухэтапной индексации тарифов не поддержал глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев , пояснив, что в российских регионах в двух случаях из трёх тарифы выше экономической обоснованности.

Какие изменения в сфере обращения с ТКО, проведения капитального ремонта и раскрытия информации об управлении МКД подготовил законодатель к концу 2016 года?

Об обращении с ТКО.

Напомним, первоначально предполагалось, что обращение с ТКО станет коммунальной услугой с 01.01.2016 (см. Закон № 458-ФЗ в первоначальной редакции). Затем Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ данный срок был перенесен на 01.01.2017 (подробно об этом было рассказано в статье С. Н. Козыревой «Обращение с отходами с 2016 года», № 2, 2016). Теперь согласно поправкам, введенным Законом № 486-ФЗ, указанный срок сдвинут еще на два года.

В соответствии с новой редакцией ч. 8 ст. 23 Закона № 458-ФЗ, а также ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО появляется при наличии заключенного между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО соглашения и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 01.01.2019. Напомним, что согласно прежней редакции данной нормы указанная обязанность наступала со дня утверждения тарифа и заключения соглашения.

Благодаря специальным указаниям в новых п. 3 и 4 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

  • соглашение между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональными операторами должно быть заключено не позднее 01.05.2018;
  • предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора представляются в регулирующий орган не позднее 01.07.2018.

Кроме того, до 01.01.2018 продлено действие Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (см. новую ч. 7 ст. 24 Закона № 458-ФЗ), а также установлено, что до той же даты применяются тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с данным законом (ч. 7 ст. 23 Закона № 458-ФЗ).

До возникновения у собственников и нанимателей помещений в МКД обязанности вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО сохраняется их обязанность оплачивать жилищную услугу по вывозу отходов.

О капитальном ремонте общего имущества в МКД.

Законом № 498-ФЗ в разд. IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» ЖК РФ внесены некоторые изменения, которые вряд ли можно назвать кардинальными. Скорее, они направлены на упорядочивание правоотношений по поводу проведения капитального ремонта. Кроме того, данные поправки влекут необходимость корректировки региональных законов о капитальном ремонте.

Состав работ по ремонту.

Согласно новой ч. 5 ст. 166 ЖК РФ работы по капремонту могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций МКД и (или) инженерных сетей дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства. Перечень работ, которые могут быть профинансированы за счет фонда, сформированного исходя из минимального размера взноса, приведен в ч. 1 этой же статьи. Регион может расширить данный список другими работами по капитальному ремонту. Собственники, уплачивающие взносы в размере выше минимального, по своему усмотрению определяют перечень работ. Введенные поправки дают возможность проводить более масштабные работы (только в отношении двух категорий элементов общего имущества), чем ранее. Понятия капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства приведены в ст. 1 ГрК РФ. Так, капитальным ремонтом признается замена или восстановление отдельных элементов несущих строительных конструкций, тогда как к реконструкции относится замена или восстановление таких конструкций в целом.

Бюджетные средства – часть фонда.

Согласно поправкам, внесенным в ч. 1 ст. 170 ЖК РФ, меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта (бюджетные субсидии) теперь образуют фонд капремонта. Эти средства также могут зачислять на спецсчет, открытый для формирования фонда по решению общего собрания (новый п. 5.1 ч. 1 ст. 177). О наличии и движении фонда (в том числе бюджетных субсидий) владелец спецсчета должен отчитываться в соответствии с законом помимо отчетности, предусмотренной правовыми актами о порядке предоставления субсидий.

Месяц – срок для ОМСУ.

Сразу в несколько норм ЖК РФ внесены дополнения, устанавливающие предельный срок (месяц) для выполнения определенных действий ОМСУ при пассивности собственников помещений (ранее сроки вообще не были предусмотрены):

  • ОМСУ принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в течение месяца со дня получения от органа ГЖН в соответствии с ч. 4 ст. 172 ЖК РФ информации о домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда и (или) не реализовали его (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ);
  • ОМСУ принимает решение о проведении капитального ремонта в соответствии с региональной программой, если собственники помещений, формирующие фонд ремонта в «котле», не приняли такое решение в течение трех месяцев после получения предложения регионального оператора. Решение должно быть принято ОМСУ в течение месяца со дня истечения срока, отведенного для принятия решения собственниками помещений (ч. 6 ст. 189 ЖК РФ);
  • ОМСУ принимает решение о переводе фонда капремонта в «котел», если собственники помещений, формирующие фонд на спец­счете, не провели ремонт в сроки, установленные региональной программой, и данный ремонт необходим. Решение принимается в течение месяца со дня получения уведомления об этом факте (ч. 7 ст. 189 ЖК РФ).

Также установлены временные ограничения для принятия решения об определении регионального оператора в качестве владельца спецсчета в случае, если собственники помещений не провели собрание или не реализовали принятое решение о выборе владельца счета или об изменении способа формирования фонда в случае, когда владелец спецсчета прекратил управление МКД, было принято решение о его ликвидации либо он был признан банкротом. Итак, ОМСУ должен уложиться в те же сроки, что и собственники помещений (два месяца со дня прекращения управления домом владельцем спецсчета) (ч. 9 ст. 175 ЖК РФ).

Отчетность по спецсчету.

В связи со вступлением в силу Закона № 498-ФЗ более открытой должна стать информация о состоянии фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете. Так, согласно дополнениям в ч. 3 ст. 172 ЖК РФ владелец счета должен отчитываться перед органом ГЖН в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта РФ, передавая ему следующую информацию:

  • о размере средств, начисленных в качестве взносов;
  • о размере средств, поступивших в качестве взносов (так было и ранее);
  • о размере средств, израсходованных со спецсчета на капитальный ремонт;
  • о размере остатка средств на спецсчете (так было и ранее);
  • о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

Если решением общего собрания на какое-либо лицо, не являющееся владельцем специального счета, возложены полномочия по выставлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт (ч. 3.1 ст. 175 ЖК РФ), данное лицо обязано представлять владельцу счета в порядке и сроки, которые установлены региональным законом, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт (новая ч. 3.2 ст. 175).

В соответствии с изменениями в ч. 7 ст. 177 ЖК РФ не только собственник помещения в МКД вправе обратиться в банк и ко владельцу спецсчета за получением информации о сумме зачисленных платежей собственников, остатке средств, всех операциях по счету. Теперь аналогичное право есть у органа ГЖН, таким образом получившего возможность проверить достоверность отчетности владельца спецсчета.

О переводе фонда из «котла» на спецсчет.

Поправками, внесенными в ч. 5 ст. 173 ЖК РФ, вдвое сокращен срок вступления в силу решения о прекращении формирования фонда кап­ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда на спецсчете. Ранее оно начинало действовать через два года после направления региональному оператору решения общего собрания, если меньший срок не был установлен региональным законом (при этом наличие задолженности по кредиту на капремонт было препятствием для изменения способа формирования фонда ранее и является таковым в настоящее время). Теперь данный срок составляет один год.

Добавим, что на основании выводов, сделанных в Постановлении КС РФ от 12.04.2016 № 10-П, суды уже удовлетворяют требования собственников помещений о незамедлительном изменении способа формирования фонда, если решение о формировании фонда в «котле» было принято ОМСУ без соблюдения требований об информировании собственников, инициировании общего собрания.

Капитальный ремонт после чрезвычайных ситуаций.

В часть 6 ст. 189 ЖК РФ введены новые положения, согласно которым при возникновении чрезвычайных ситуаций решение о проведении ремонта (перечне работ, сроках выполнения, смете расходов и источнике финансирования) принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ. Капитальный ремонт проводится без включения дома в краткосрочный план реализации региональной программы и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, за счет средств регионального оператора, определенных в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.

Поскольку дополнение внесено в ч. 6 ст. 189 ЖК РФ, оно распространяется лишь на ремонт домов, собственники помещений в которых формируют фонд на счете регионального оператора.

Также изменения коснулись порядка отбора региональным оператором кредитной организации, в которой открыт счет (специальный счет) и которая должна соответствовать требованиям ч. 3 ст. 180 ЖК РФ, и порядка перевода счетов в такую кредитную организацию. Срок отбора перенесен до 01.03.2017.

О раскрытии информации.

Самым ожидаемым и одновременно самым спорным стал Закон № 469-ФЗ, который изменил сроки наступления ответственности за наполнение информацией ГИС ЖКХ. Этот закон также восстановил обязанность публиковать сведения на сайте www.reformagkh.ru в качестве лицензионного требования. Кроме того, закон содержит иные поправки. Рассмотрим их по порядку.

Размещение информации в ГИС ЖКХ.

Обязанность лиц, управляющих МКД, размещать в системе информацию предусмотрена ч. 18 ст. 7 Закона № 209-ФЗ , а также ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ. В последней из указанных норм говорится, что порядок, состав, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХ сведений об управлении МКД устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. Теперь здесь появилась приписка: если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Особый порядок действия ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ изложен в ч. 5 ст. 6 Закона № 263-ФЗ , в которую были внесены изменения. Итак, по истечении четырех месяцев после дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ на территории субъекта РФ положения ч. 10.1 ст. 161 применяются в соответствующих субъектах РФ. При этом:

  • с 01.07.2017 положения ч. 10.1 ст. 161 применяются для всех субъектов РФ, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя (ранее был установлен единый срок – с 01.07.2016);
  • с 01.07.2019 положения ч. 10.1 ст. 161 применяются для Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.

По информации, размещенной на сайтах ГИС ЖКХ и Минком­связи, соглашения об опытной эксплуатации системы заключены в 82 субъектах РФ, а по состоянию на 02.06.2016 вступили в силу соглашения с 66 регионами. Иначе говоря, размещать весь объем информации управляющим МКД на большей части территории страны необходимо.

Приведенные требования продублированы в ст. 12 Закона № 209-ФЗ. Так, согласно новой редакции ч. 4 поставщики информации обязаны размещать ее в системе с 01.07.2017, за исключением нескольких категорий поставщиков, для которых установлен иной срок. К примеру, поставщики информации, осуществляющие деятельность на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, должны публиковать сведения в системе с 01.07.2019 (исключения перечислены в ч. 4.2 ст. 12 Закона № 209-ФЗ, они не касаются управляющих домами).

Однако будет ли применено наказание за невыполнение данного требования?

Ответственность за неразмещение информации в соответствии с законодательством РФ в ГИС ЖКХ или нарушение установленных законодательством РФ порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации предусмотрена ст. 13.19.2 КоАП РФ для лиц, осуществляющих деятельность по управлению МКД, а также для физических лиц, осуществляющих непосредственное управление домом, РСО, застройщиков МКД. Частью 2.2 ст. 6 Закона № 263-ФЗ установлено, что до 01.01.2018 (ранее – до 01.01.2017) положения ст. 13.19.2 КоАП РФ применяются только в отношении ИП и юридических лиц, являющихся лицензиатами, в части размещения в ГИС ЖКХ сведений, предусмотренных ст. 198 ЖК РФ. Кроме того, добавлено, что положения данной статьи в отношении лиц, осуществляющих деятельность на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, применяются с 01.07.2019 (дополнительно отметим, что изменения коснулись также сроков действия ст. 13.19.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность для иных поставщиков информации).

Таким образом, в настоящее время (как и ранее) наказуемым является лишь неразмещение лицензиатами в ГИС ЖКХ информации, указанной в ст. 198 ЖК РФ. Напомним, что до вступления в силу Закона № 469-ФЗ обязанность размещать в системе сведения о перечне домов в управлении была установлена с 01.08.2015 положениями ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

Теперь соответствующие указания появились в Жилищном кодексе. Это нововведение не принесло новых обязанностей, однако его следует оценить положительно, поскольку однородные требования (о раскрытии информации) теперь содержатся в одном документе, а не разрознены по нескольким федеральным законам. Причем важно, что ст. 198 ЖК РФ больше не требует размещать такие сведения на сайте www.reformagkh.ru (впрочем, это не означает, что такой обязанности больше нет). Перечень сведений, подлежащих раскрытию, приведен в Приказе Минкомсвязи РФ № 368, Минстроя РФ № 691/пр от 29.09.2015. Согласно поправкам, внесенным в ч. 4 ст. 198 ЖК РФ, право управлять домом зависит от размещения лицензиатом сведений о доме именно в системе, а не на официальном сайте для раскрытия информации.

Следующий важный момент заключается в том, что вполне ожидаемо размещение информации в ГИС ЖКХ станет лицензионным требованием. Если точнее, ч. 1 ст. 193 ЖК РФ (перечень лицензионных требований) была дополнена п. 6.1: соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных ч. 10.1 ст. 161 настоящего кодекса. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 469-ФЗ положения п. 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ применяются с 01.01.2018, а на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя – с 01.07.2019. Логично предположить, что к этому моменту в ст. 14.1.3 КоАП РФ будет внесено изменение, согласно которому по данной статье лицензиаты привлекаются к ответственности за нарушение лицензионных требований, кроме требования к размещению информации в ГИС ЖКХ.

В связи с переносом контрольных сроков размещения в системе сведений в полном объеме также были сдвинуты следующие сроки:

  • до 01.01.2018 (а в городах федерального значения – до 01.07.2019) приостановлено действие ст. 47.1 ЖК РФ в части проведения общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ;
  • с 01.01.2018 отсутствие в системе информации о размере платы (либо наличие данных, отличающихся от представленных в бумажном платежном документе) будет означать, что платежный документ не подан (исключение касается территорий городов федерального значения, для них этот срок – 01.01.2020). Начиная с этих же дат срок внесения потребителем платы привязан к размещению информации о размере платы в ГИС ЖКХ, а не к представлению бумажного счета.

Раскрытие информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

Известно, что с 01.07.2016 (когда у управляющих МКД появилась обязанность размещать информацию в ГИС ЖКХ, а также прекратила свое действие ч. 10 ст. 161 ЖК РФ в соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона № 263-ФЗ) многие управляющие стали игнорировать обязанность по наполнению сайта www.reformagkh.ru, причем даже заручившись поддержкой ОМСУ и органа ГЖН. Однако вряд ли таково было намерение законодателя. Ведь ГИС ЖКХ еще не заработала в полной мере, а Стандарт раскрытия информации предполагает предоставление потребителям сведений не только через Интернет, но и путем ответа на запросы . Время показало, что, действительно, нельзя было забывать про сайт www.reformagkh.ru.

Дело в том, что в ч. 3 ст. 5 Закона № 469-ФЗ указано: положения п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ подлежат применению до 31 декабря 2017 года включительно, а на территориях субъектов РФ – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя – до 30 июня 2019 года включительно.

Вспомним, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ лицензионным требованием является соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. В свою очередь, в этой норме сказано, что УК обязана обеспечить свободный доступ к информации о своей деятельности в соответствии со Стандартом раскрытия информации. Согласно ч. 4 ст. 6 Закона № 263-ФЗ в редакции Закона № 469-ФЗ положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ применяются до 01.01.2018 (ранее – до 01.07.2016), а на территориях городов федерального значения – до 01.07.2019.

При этом осталось неизменным второе предложение ч. 4 ст. 6 Закона № 263-ФЗ, на основании которого по истечении четырех месяцев после дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ не применяются на территориях субъектов РФ, заключивших соответствующие соглашения. Означает ли это, что в так называемых пилотных регионах, коих в настоящее время очень много, раскрытие информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации не является лицензионным требованием? По нашему мнению, нет: в п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ есть ссылка только на требование, установленное ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Данное требование является обязательным для всех лицензиатов независимо от региона присутствия. За его нарушение назначают административный штраф по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Плата за коммунальные ресурсы на ОДН.

Помимо всего прочего, Законом № 469-ФЗ в ст. 154 ЖК РФ внесены поправки, важные для применения новых правил об оплате расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, в составе платы за жилое помещение, которые вступили в силу 01.01.2017.

Так, согласно новой ч. 5 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с ТКО, в том числе плату за холодную и горячую воду, электроэнергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в следующих случаях:

  • при непосредственном управлении домом собственниками помещений;
  • если собственники не выбрали способ управления домом или выбранный ими способ не реализован.

Таким образом, если в доме отсутствует управляющий (УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК и т. д.), собственники вносят плату за коммунальные услуги, как и раньше, в полном объеме (в том числе на ОДН), а плата за содержание жилого помещения не включает в себя расход воды, электроэнергии, а также плату за отведение стоков в целях содержания общего имущества. Конкретизацию и развитие это правило получило в новеллах, введенных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 в Правила предоставления коммунальных услуг.

Изменения в нормах жилищного законодательства, вступившие в силу в самом конце 2016 года, не являются революционными. Частью из них были сдвинуты сроки начала действия новых правил работы, а частью – нормы ЖК РФ были приведены в соответствие реалиям.

Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ.

Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Федеральный закон от 21.07.2014 № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.

В статье Е. В. Емельяновой «Раскрытие информации с 01.07.2016» (№ 7, 2016) был обоснован подход, почему обязанность соблюдать Стандарт раскрытия информации сохранена и, главное, какие санкции могли быть применены к нарушителям требований данного стандарта.

11:34 07.02.2017

Без акта об отсутствии технической возможности установки ИПУ перерасчет за временное отсутствие производиться не будет

С января 2017 года перерасчет за временное отсутствие будет производиться только для потребителей в жилых помещениях , в которых установка индивидуальных приборов учета воды невозможна по техническим причинам. Такое изменение в существующий порядок перерасчета внесено постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Перерасчетом за временное отсутствие в жилом помещении могут воспользоваться потребители, отсутствующие дома более пяти календарных дней подряд и чьи квартиры не оснащены индивидуальными приборами учета воды. Перерасчет производится по горячей, холодной воде и водоотведению, а также газу. Если ранее потребителям, чтобы получить перерасчет за временное отсутствие, достаточно было подтвердить сам факт отсутствия в жилом помещении с помощью документов («именные» проездные документы, командировочное удостоверение, справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении и т.д.), то теперь необходимо представить акт об отсутствии технической возможности установки индивидуального прибора учета воды в жилом помещении.

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета воды и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено актом, перерасчет за временное отсутствие возможен только по услуге «газоснабжение».

Акт об отсутствии технической возможности установки ИПУ воды составляется и подписывается управляющей организацией на основании обследования жилого помещения. Форма акта и критерии отсутствия технической возможности установки ИПУ утверждены Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627.

Техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если в ходе обследования выявлено наличие хотя бы одного критерия:

Установка ИПУ невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

При установке ИПУ невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

В месте, в котором необходимо установить ИПУ, невозможно обеспечить соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета, его обслуживания, замены.

Проектные характеристики МКД имеют вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Непосредственно процедура получения перерасчета за временное отсутствие не изменилась. Потребителю по возвращении необходимо обратиться в Центр госуслуг района, написать заявление, представить акт об отсутствии технической возможности установки ИПУ и документы, подтверждающее временное отсутствие.

Напоминаем, что в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» потребители обязаны были установить в жилых помещениях индивидуальные приборы учета до 1 июля 2013 г.

РАЗЪЯСНЕНИЯ

по порядку проведения перерасчета за временное отсутствие, в связи с вступлением в законную силу постановления Правительства РФ от 26.12.2016 г. № 1498

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 в части проведения перерасчета за временное отсутствие.

В соответствии с п. 92 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, перерасчет за временное отсутствие собственника производится на основании представления:

1. Заявления потребителя.

2. Акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального или общего приборов учета в жилом помещении. Акт об отсутствии технической возможности установки ИПУ воды (далее - акт) составляется и подписывается управляющей организацией на основании обследования жилого помещения в соответствии с формой, утвержденной Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 627.

3. Документов, подтверждающих временное отсутствие потребителя. Документы, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации, и в соответствии с изменениями , заверены печатью организации (при наличии печати).

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено, перерасчет по услугам водопотребления не производится.

Порядок перерасчета по услуге «газоснабжение» остался прежним (вне зависимости от представления акта об отсутствии технической возможности установки ИПУ воды).

Во избежание массового обращения населения в управляющие организации за актом обследования жилого помещения ГБУ «МФЦ города Москвы» рекомендован следующий порядок работы:

1. Управляющая организация представляет в Центр госуслуг района адресный список многоквартирных домов, в которых отсутствует техническая возможность установки ИПУ воды в жилых помещениях (с приложением списка квартир).

2. При обращении потребителя из МКД, указанного в списке, специалисты Центра госуслуг района направляют запрос в управляющую организацию на представление Акта об отсутствии технической возможности установки ИПУ воды по конкретному адресу с указанием квартиры.

При этом заявление и документы, подтверждающие временное отсутствие, у потребителя принимаются, перерасчет производится после получения акта от управляющей организации.

Для осуществления корректного и своевременного перерасчета за временное отсутствие акт о невозможности установки ИПУ необходимо представить в Центр госуслуг района в кратчайшие сроки.

3. В целях информирования населения об изменениях в порядке проведения перерасчета за временное отсутствие следует разместить соответствующие объявления на стендах МКД:

На стендах МКД, где существует возможность установки ИПУ: объявление о необходимости запроса акта у управляющей организации и самостоятельном представлении его в МФЦ района;

На стендах МКД без технической возможности установки ИПУ: объявление о направлении информации о невозможности установки ИПУ напрямую от управляющей организации в МФЦ района без участия потребителя.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter