Правила гигиены за компьютером. Санитарно-гигиенические рекомендации при работе на компьютере. Освещение на рабочем месте

Перед началом работы следует обратить внимание на несколько моментов:

    не мешают ли опоры для рук работе на клавиатуре;

    как расположен верхний край монитора по отношению к глазам;

    какова высота рабочего кресла (эргономика);

    достаточна ли общая освещенность.

Верхний край монитора должен находиться на одном уровне с глазом, нижний край - примерно на 20° ниже уровня глаза. Дисплей должен быть на расстоянии 40-75 см от глаз. Освещенность экрана следует регулировать так, чтобы она была равна освещенности помещения. При работе с клавиатурой локтевой сустав держат под углом 90°. Каждые 10 мин следует отводить на 5-10 с взгляд в сторону от дисплея (например, в сторону окна). Не рекомендуется работать на клавиатуре непрерывно более 30 мин. При первых признаках боли в руках следует немедленно обращаться к врачу. Организовать работу лучше таким образом, чтобы характер выполняемых операций изменялся в течение рабочего дня.

Защита от излучений. Одной из причин ухудшения состояния здоровья у операторов компьютеров является низкое качество мониторов.

Несколько лет назад для защиты здоровья на мониторы вешали специальные экраны, которые, однако, не всегда ослабляли электромагнитное поле. Так, по данным испытательного центра «Элита» было сертифицировано только два типа фильтров из 200 применяемых, некоторые из которых были полностью прозрачными для излучений.

При оценке надежности фильтра необходимо учитывать наличие трех составляющих электромагнитного излучения:

1) электростатического поля, улавливаемого фильтрами практически полностью и снимаемого с них путем заземления защитного экрана;

    электрической составляющей электромагнитного поля, не улавливаемой фильтрами, которые создают только препятствие для ее прохождения, в результате чего поток огибает фильтр и на расстоянии 1,5 -2 м от него опять соединяется;

    магнитной составляющей, практически не улавливаемой фильтрами (до 5 %).

Важным мероприятием по защите от излучений является оптимальная расстановка компьютеров в рабочем помещении (рис. 4.8).

Рис. 4.8. Размещение ПК в помещении:

а - нерациональное (наблюдается перекрестное облучение рабочих мест);

Факторы индивидуальной защиты. Можно также применять факторы индивидуальной защиты, подразделяющиеся на три группы:

    профилактические медикаментозные мероприятия;

    улучшение условий считывания информации;

    экранирование оператора целиком или отдельных зон его тела. Выбор факторов индивидуальной защиты зависит от возраста, состояния здоровья и продолжительности работы.

Профилактические медикаментозные мероприятия. Учитывая тот факт, что при работе на компьютере нарушается минеральный обмен, важным профилактическим мероприятием следует считать его нормализацию с помощью специальных напитков. Профилактические напитки рекомендовано применять практически здоровым взрослым операторам при работе не более 8 ч в день. Например в ТОО «Профиль» был разработан минерализованный напиток «Защита», испытанный совместно с Госсанэпиднадзором России. Изготавливает напиток научно-производственная компания «Комбиотех ЛТД». Его принимают по 50 мл через каждые 3-4 ч работы с компьютером.

Улучшение условий считывания информации. Профилактические очки со специальным покрытием были разработаны АО «Лорнет-М» и испытаны Московским НИИ глазных болезней им. Г.Л. Гельмгольца и институтом биохимической физики им. акад. Н.М. Эмануэля. Очки уменьшают утомляемость глаз не менее чем на 25-30 %. Их рекомендуется применять всем операторам при работе за компьютером более 2 ч в день, а при нарушении зрения на две и более диоптрии - независимо от продолжительности работы.

Экранирование оператора целиком или отдельных зон его тела. Был предложен защитный костюм, полностью экранирующий оператора и сшитый из ткани «Восход». Его целесообразно применять в период беременности, а также при предонкологических заболеваниях (миоме матки, мастопатии, нарушении функций предстательной железы и т.д.), имеющих тенденцию к росту.

Защитный костюм с экранированием только отдельных зон тела оператора обеспечивает поддержание состояния здоровья в оптимальных условиях в течение 6 ч непрерывной работы. Защитная шапочка или повязка экранирует лоб и за счет сохранения функций мозга и сосудов снижает ухудшение состояния здоровья от действия излучений в 5 раз. Ее рекомендуется применять независимо от продолжительности работы.

Гигиенические требования к мониторам ПК и организации работы. В помещениях должно быть смешанное освещение (естественное и искусственное). Естественное освещение в помещении осуществляется через световые проемы. При этом рекомендуется, чтобы оно было ориентировано на север и северо-восток. Размер КЕО в зонах с устойчивым снежным покровом должен быть не ниже 1,2 %, а на остальной территории - 1,5 %.

Осветительные установки размещают так, чтобы они обеспечивали равномерную рассеянность освещения. Светильники общего освещения следует располагать над рабочими поверхностями в равномерно прямоугольном порядке, чтобы величина искусственной освещенности составляла не менее 300 лк.

Рабочий стол должен регулироваться по высоте в пределах 680-800 мм. Оптимальная ширина рабочей поверхности стола составляет 800, 1000, 1200, 1400 мм при глубине 800 и 1000 мм. Под рабочим столом должно быть свободное пространство для ног высотой не менее 60 см.

К монитору предъявляют следующие требования:

а) его размер должен быть не менее 13 дюймов ( 31 см) по диагонали;

б) он должен иметь антибликовое покрытие;

в) дрожание на дисплее должно находиться в пределах 0,1 мм.

Контрастность изображения должна составлять не менее 0,8.

Продолжительность непосредственной работы с компьютером зависит от наличия навыков и тяжести работы и составляет:

    для школьников 1-х классов - 10 мин;

    2-5-х классов - 15 мин;

    6-7-х классов - 20 мин;

    8-9-х классов - 25 мин;

При нормировании числа считываемых или вводимых знаков за смену (число считываемых знаков не более 60000, а суммарное количество считываемых и вводимых знаков до 40000 за смену) и при восьмичасовом рабочем дне регламентированные перерывы устанавливаются каждые 2 ч по 15 мин. В целях профилактики переутомления и перенапряжения во время перерывов необходимо выполнять комплексы упражнений (для глаз и мышц тела).

Работники должны проходить предварительный (при приеме на работу) и периодический медицинский осмотр для предупреждения профессиональных заболеваний.

Перед началом работы следует обратить внимание на несколько моментов:

1) не мешают ли опоры для рук работе на клавиатуре;

2) как расположен верхний край монитора по отношению к глазам;

3) какова высота рабочего кресла (эргономика);

4) достаточна ли общая освещенность.

Верхний край монитора должен находиться на одном уровне с глазом, нижний край - примерно на 20º ниже уровня глаза. Дисплей должен быть на расстоянии 40-75 см от глаз. Освещенность экрана следует регулировать так, чтобы она была равна освещенности помещения. При работе с клавиатурой локтевой сустав держат под углом 90º. Каждые 10 мин следует отводить на 5-10 с взгляд в сторону от дисплея (например, в сторону окна). Не рекомендуется работать на клавиатуре непрерывно более 30 мин. При первых признаках боли в руках следует немедленно обращаться к врачу. Организовать работу лучше таким образом, чтобы характер выполняемых операций изменялся в течение рабочего дня.

Защита от излучений . Одной из причин ухудшения состояния здоровья у операторов компьютеров является низкое качество мониторов.

Несколько лет назад для защиты здоровья на мониторы вешали специальные экраны, которые, однако, не всегда ослабляли электромагнитное поле. Так, по данным испытательного центра «Элита» было сертифицировано только два типа фильтров из 200 применяемых, из которых несколько были полностью прозрачными для излучений.

При оценке надежности фильтра необходимо учитывать наличие трех составляющих электромагнитного излучения:

1) электростатического поля, улавливаемого фильтрами практически полностью и снимаемого с них путем заземления защитного экрана;

2) электрической составляющей электромагнитного поля, не улавливаемой фильтрами, которые создают только препятствие для ее прохождения, в результате чего поток огибает фильтр и на расстоянии 1,5-2 м от него опять соединяется;

3) магнитной составляющей, практически не улавливаемой фильтрами (до 5 %).

Важным мероприятием по защите от излучений является оптимальная расстановка компьютеров в рабочем помещении (рис. 10).



Факторы индивидуальной защиты . Факторы индивидуальной защиты подразделяются на три группы:

1) профилактические медикаментозные мероприятия;

2) улучшение условий считывания информации;

3) экранирование оператора целиком или отдельных зон его тела. Выбор факторов индивидуальной защиты зависит от возраста, состояния здоровья и продолжительности работы.

Профилактические медикаментозные мероприятия . Учитывая тот факт, что при работе на компьютере нарушается минеральный обмен, важным профилактическим мероприятием следует считать его нормализацию с помощью специальных напитков. Профилактические напитки рекомендовано применять практически здоровым взрослым операторам при работе не более 8 ч в день. Например, в ТОО «Профиль» был разработан минерализованный напиток «Защита», испытанный совместно с Госсанэпиднадзором России. Изготавливает напиток научно-производственная компания «Комбиотех ЛТД». Его принимают по 50 мл через каждые 3 - 4 ч работы с компьютером.

Улучшение условий считывания информации. Профилактические очки со специальным покрытием были разработаны АО «Лорнет-М» и испытаны Московским НИИ глазных болезней им. Г. Л. Гельмгольца и институтом биохимической физики им. акад. Н. М. Эмануэля. Очки уменьшают утомляемость глаз не менее чем на 25 - 30 %. Их рекомендуется применять всем операторам при работе за компьютером более 2 ч в день, а при нарушении зрения на две и более диоптрии - независимо от продолжительности работы.

Экранирование оператора целиком или отдельных зон его тела. Был предложен защитный костюм, полностью экранирующий оператора и сшитый из ткани «Восход». Его целесообразно применять в период беременности, а также при предонкологических заболеваниях (миоме матки, мастопатии, нарушении функций предстательной железы и т. д.), имеющих тенденцию к росту.

Защитный костюм с экранированием только отдельных зон тела оператора обеспечивает поддержание состояния здоровья в оптимальных условиях в течение 6 ч непрерывной работы. Защитная шапочка или повязка экранирует лоб и за счет сохранения функций мозга и сосудов снижает ухудшение состояния здоровья от действия излучений в 5 раз. Ее рекомендуется применять независимо от продолжительности работы.

Гигиенические требования к мониторам ПК и организации работы. В помещениях должно быть смешанное освещение (естественное и искусственное). Естественное освещение в помещении осуществляется через световые проемы. При этом рекомендуется, чтобы оно было ориентировано на север и северо-восток. Значение КЕО в зонах с устойчивым снежным покровом должен быть не ниже 1,2 %, а на остальной территории - 1,5 %.

Осветительные установки размещают так, чтобы они обеспечивали равномерную рассеянность освещения. Светильники общего освещения следует располагать над рабочими поверхностями в равномерно прямоугольном порядке, чтобы величина искусственной освещенности составляла не менее 300 лк.

Рабочий стол должен регулироваться по высоте в пределах 680-800 мм. Оптимальная ширина рабочей поверхности стола составляет 800, 1000, 1200, 1400 мм при глубине 800 и 1000 мм. Под рабочим столом должно быть свободное пространство для ног высотой не менее 60 см.

К монитору предъявляют следующие требования:

а) его размер должен быть не менее 13 дюймов (~31 см) по диагонали;

б) он должен иметь антибликовое покрытие;

в) дрожание на дисплее должно находиться в пределах 0,1 мм. Контрастность изображения должна составлять не менее 0,8. Продолжительность непосредственной работы с компьютером зависит от наличия навыков и тяжести работы и составляет:

Для школьников 1- х классов - 10 мин;

2-5-х классов - 15 мин;

6-7-х классов - 20 мин;

8-9-х классов - 25 мин;

10 - 11- х классов при сдваивании занятий: на первом занятии - 30 мин, на втором - 20 мин;

Студентов 1 курса - 1 ч;

Студентов старших курсов - 2 ч с перерывом 15 - 20 мин;

Преподавателей - 4 ч с перерывом 15-20 мин через 2 ч;

Операторов компьютеров - 6 ч с перерывом 20 мин через каждые 2 ч.

При нормировании числа считываемых или вводимых знаков за смену (число считываемых знаков не более 60000, а суммарное количество считываемых и вводимых знаков до 40000 за смену) и при восьмичасовом рабочем дне регламентированные перерывы устанавливаются каждые 2 ч по 15 мин. В целях профилактики переутомления и перенапряжения во время перерывов необходимо выполнять комплексы упражнений (для глаз и мышц тела).

Работники должны проходить предварительный (при приеме на работу) и периодический медицинский осмотр для предупреждения профессиональных заболеваний.

На современных предприятиях работа многих офисных сотрудников связана с длительным нахождением за компьютером. В соответствии с действующими нормами негативное воздействие от монитора компьютера оказывает существенное влияние на организм сотрудника, что может расцениваться как вредный фактор в условиях труда. В данном случае, учитываться будет в первую очередь продолжительность взаимодействия служащего с компьютером.

На работодателя возложена обязанность – надлежащим образом организовать рабочее пространство сотрудников, которые в течение всего дня или его части работают с вычислительной техникой. Требования относительно условий труда пользователей ПК закреплены в нормах действующего законодательства. Согласно им служащие, работающие за компьютером более 50% своего трудового времени, считаются задействованными в работах с вредными условиями.

Если при проведении аттестации производственных площадей, данные трудовые места будут определены как имеющие вредные и/или опасные условия труда, то сотрудники, выполняющие на них свои должностные обязанности, получат право на выплату соответствующих компенсаций. Если по результатам оценки наличие негативных фактов не установлено, то компенсация служащим не предусмотрена.

Кроме того, для лиц, задействованных в работах с опасными и/или вредными факторами воздействия, предусмотрен обязательный первичный медосмотр и ежегодный повторный. Данная мера необходима для подтверждения их способности, в полной мере, выполнять должностные обязанности и предупреждения возникновения профзаболеваний.

Классификация степени вреда от работы за компьютером согласно действующему законодательству

В основном нормативном акте, регулирующем отношения между работодателем и работником – Трудовом кодексе РФ, отсутствуют нормы, предусматривающие возможность классификации длительную работу за компьютером, как имеющую вредные факторы воздействия. Из-за этого на практике нередко возникают ситуации пренебрежения санитарно-гигиеническими требованиями к условиям труда служащих.

Однако, несмотря на это, данные требования закреплены в ряде иных нормативных актах. В Типовой инструкции по ОТ № Р-45-084-01 закреплены негативные факторы, которые могут оказывать воздействие на организм служащих, продолжительное время работающих с компьютером:

  1. Низкий уровень ионизации воздуха;
  2. Увеличенные показатели электромагнитных излучений и статического электричества;
  3. Повышенные нагрузки на зрение трудящегося;
  4. Длительное статическое физическое напряжение.

Помимо этого длительное нахождение в сидячем положении нередко приводит к венозной недостаточности, искривлению позвоночника, ухудшению зрения и хроническому стрессу. Впрочем, большинства этих проблем можно избежать при правильной организации рабочего пространства. Поэтому требования касающиеся оборудования трудовых мест пользователей ПК включают обеспечение правильной мебелью, создание комфортных микроклиматических условий и необходимого уровня освещения.

Среди нормативных актов, регулирующих санитарно гигиенические условия труда с компьютерами, помимо указанной выше Типовой инструкции:

  • СанПиН 2.2.2./2.4. 1340-03;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ №302н;
  • Приказ №426-ФЗ.

Что касается норм Трудового кодекса РФ, то в нем закреплены правила, касающиеся продолжительности рабочих смен и обязательных перерывов на отдых (ст.108 ТК РФ). Если на предприятии в процессе проведения оценки данные рабочие площадки были определены, как имеющие вредные факторы воздействия, то согласно ст.117 ТК, служащие, трудящиеся на них, имеют право на получение дополнительных дней ежегодного отдыха, в количестве не менее семи. Работодатель имеет право увеличить продолжительностью дополнительного отпуска путем фиксирования данного правила в локальных актах предприятия. Отзыв из дополнительного отдыха не допускается, как и замена его, денежной компенсацией. Исключением является только канальный расчет при увольнении служащего.

Санитарные нормы для работы за компьютером

Как уже было отмечено выше, правила организации рабочего пространства для работы за компьютером закреплены в Санитарных правилах, регулирующим порядок осуществления трудовой деятельности с использованием ПК и ЭВМ. При этом каждый компьютер на фирме должен пройти обязательную оценку вредности, результаты который отражаются в сертификате соответствия. Если же работодатель приобретает данное оборудование в фирменных салонах, то там оно проходит проверку в лаборатории, поэтому переживать относительно его соответствия требованиям безопасности не стоит.

При выборе техники необходимо учитывать, что она должна иметь возможность изменения положения экрана, таким образом, чтобы служащий мог изменять его положение по горизонтальной и вертикальной оси. Корпус системного блока должен быть выполнен в спокойных тонах без блестящих элементов, так как в процессе работы на них отражаются блики, которые становятся причиной повышенной нагрузки на зрение. С целью снижения утомляемости глаз, монитор должен иметь регулировку контрастности и яркости, чтобы служащий мог установить комфортную ему интенсивность передачи света и цвета.

Согласно действующим правилам работодатель обязан организовать рабочее место служащего исходя из требований к:

  • Помещению;
  • Освещению;
  • Мебели и прочему.

Требования к помещениям для работы с компьютером

Сегодня не редко можно встретить рабочие помещения площадью всего 10-12 кв. м, на которых трудится по пять-шесть человек одновременно. Однако такие условия работы считаются грубым нарушением установленных СанПиН правил, согласно которым необходимое рабочее пространства для сотрудника, работающего с компьютером долее 50% трудового времени, зависит от вида используемого им монитора:

  1. На базе электролучевой трубки – рабочая площадь для одного трудящегося должна быть не менее 6 кв. м;
  2. Плазменный или ЖК монитор – позволяет снизить этот показатель до 4,5 кв.м.

Согласно действующим рекомендациям, окна в таких помещениях лучше располагать на северной и северо-восточной части. А в случае, если производственная площадь не имеет естественного освещения, то руководитель фирмы должен обеспечить служащих искусственным освещением в необходимом объеме. Согласно требованиям законодательных норм, для этого необходимо провести специальные расчеты, что на практике производиться крайне редко.

Размещение рабочих столов служащих осуществляется таким образом, чтобы расстояние между ними не было меньше 2 м, а между боковыми частями мониторов – от 1,2 м. Также СанПиН содержит требования касающиеся степени вибрации, интенсивности звуковых и электромагнитных воздействий, а также микроклимата в помещении.

Освещение на рабочем месте

Правилам освещения помещений, в которых трудятся работники, использующие компьютеры, уделяется в СанПиН особое внимание. Это связанно с тем, что от интенсивности освещения напрямую зависит степень утомляемости зрения.

Согласно требованиям Санитарных правил источники естественного света лучше располагать с северной, северо-восточной стороны помещения. Искусственное освещение рекомендуют организовывать с помощью люминесцентных ламп имеющих форму линий (сплошных или прерывистых). Устанавливаться они должны сбоку от рабочей поверхности, а при круговом размещении трудовых мест – локализировано, над столом, ближе к оператору. Уровень местного освещения на рабочей поверхности должен быть в пределах 300-500 лк.

При выборе компьютерных столов для оборудования рабочего помещения необходимо учитывать ряд аспектов:

  • Конструкция мебели должна соответствовать специфике работы и числу необходимого дополнительного оборудования для её выполнения;
  • Ширина стола должна составлять не менее 800 мм и не более 1400 мм;
  • Глубина – от 800 до 1000 мм;
  • Высота – 725 мм.

Обычный офисный стул при оборудовании рабочих мест для пользователей ПК использовать не рекомендуется, так как он не имеет необходимых эргономических свойств. Правильная мебель обеспечивает необходимую поддержку для спины и позволяет снизить нагрузку с этой области, а также шейно-плечевой области. Лучше, если кресло будет иметь подъемный механизм, позволяющий отрегулировать его высоту.

Согласно п.9.3 и п.10.5 СанПиН для пользователей компьютеров, работающих с ними более половины трудового времени, необходимо предусмотреть и специальную подставку для ног, высотой до 15 см, а шириной от 30 см.

Кроме того, данная норма содержит в себе требования, касающиеся организации рабочего пространства при реализации творческой деятельности, связанной со значительными умственными нагрузками и длительной концентрацией. Такие площади лучше изолировать с помощью непрозрачных перегородок высотой от полутора до двух метров.

Перерывы в работе

С целью недопущения повышенной утомляемости служащих, работающих с ЭВМ, п.1.3 приложения №7 к СанПиН, рекомендует при разработке трудовых смен, чередовать деятельность с использованием ПК и без него. В случае, если работа предусматривает постоянный контакт с компьютерной техникой, то следует организовать перерывы в работе служащих на 10-15 минут в течение каждого часа. Согласно ч.1 ст.109 ТК РФ, эти перерывы входят в состав рабочего времени, а при ночных сменах продолжительность отдыха увеличивается на 30%.

Разработано сотрудниками Роспотребнадзора

Гигиенические требования к организации работы с персональным компьютером

В целях предотвращения неблагоприятного влияния вредных факторов трудового процесса на здоровье пользователей персональными компьютерами (далее ПК) необходимо соблюдать ряд рекомендации при организации работы.

1.Требования к помещениям для работы с ПК

1.1.При выборе рабочего места, оборудованного компьютером, предпочтение следует отдавать помещениям, ориентированным на север или северо-восток.

1.2.Не допускается оборудовать рабочее место для работы с ПК в помещениях, расположенных в цокольных и подвальных помещениях.

1.3. Площадь на одно рабочее место с ПК на базе электронно-лучевой трубки должна составлять не менее 6 м. кв., а при работе с жидкокристаллическими (плазменными) мониторами - 4,5м. кв.

1.4. Рабочий стол (рабочее место) размещают таким образом, чтобы монитор был ориентирован боковой стороной к окнам, а естественный свет падал преимущественно слева.

1.5. Для предотвращения выделения в воздух помещения с установленным ПК продуктов распада синтетических и лакокрасочных материалов (под действием температуры или в результате старения) при выполнении внутренней отделки интерьера используются полимерные материалы при наличии санитарно-эпидемиологического заключения; не рекомендуется использовать ДСП, слоистый бумажный пластик, синтетические покрытия (ковролин и т. п.)


1.6. В целях защиты от прямых солнечных лучей на окнах должны быть солнцезащитные жалюзи или однотонные шторы из плотной ткани, которые выполняют и функцию звукопоглощения. Цвет штор должен гармонировать с цветом стен, ширина занавесей в 2 раза больше ширины окна, для того чтобы их можно было повесить в складки.

1.7. В помещении проводится ежедневная влажная уборка, включая уборку пыли с экранов мониторов, столов, подоконников, а также систематическое проветривание после каждого часа работы при условии отсутствия ребенка в данном помещении.

2. Требования к персональному компьютеру

Для обеспечения более удобного наблюдения за экраном монитора конструкция ПК должна обеспечивать:

Возможность поворота экрана монитора в горизонтальной и вертикальной плоскости с фиксацией в заданном положении;

Регулирование яркости и контрастности.

Дизайн ПК должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона. Корпус ПК, клавиатура и другие блоки и устройства должны иметь матовую поверхность и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики.

3. Требования к освещению на рабочих местах

3.1. Помещения, предусмотренные для работы с ПК, обязательно должны иметь искусственное и естественное освещение.

3.2. Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПК должно осуществляться системой общего равномерного освещения (люстры, потолочные светильники), при необходимости к общему освещению дополнительно можно устанавливать светильники местного освещения.

3.3. Нормируемая освещенность на поверхности стола 300-500 лк, на экране монитора - не более 300 лк.

3.4. В качестве искусственных могут использоваться лампы накаливания или люминесцентные лампы. Однако предпочтительнее применять люминесцентные лампы, т. к. они дают освещенность в 4-5 раз больше, чем лампы накаливания. Кроме того, обеспечивают более точную цветопередачу, свет от них по своему составу близок к естественному. В отличие от ламп накаливания, люминесцентные являются не тепловым, а «холодным» источником света, что не ведет к дополнительному нагреву помещения, так же за счет большей поверхности данного типа ламп происходит равномерное распределение света в помещении.

3.5. В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться люминесцентные лампы типа ЛБ (желтого свечения). Лампы типа ЛД и ЛДЦ (голубого свечения) не используются.

3.6.Люминесцентные лампы должны быть защищены экранирующими решетками или рассеивателями для предотвращения слепящего действия ламп на глаза пользователя ПК и возникновения бликов на поверхности экранов мониторов.

3.7. При использовании в системе общего освещения ламп накаливания тип светильников выбирается по тому же принципу - плафоны (либо арматура) должны закрывать нить накала.

3.8. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.

3.9. Необходимо проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и своевременную замену перегоревших ламп.


4.Требования к уровням электромагнитных излучений на рабочих местах пользователей ПК

Одним из вредных факторов влияния на организм пользователя ПК являются электромагнитные излучения (ЭМИ), создаваемые монитором, процессором, принтером, клавиатурой, соединительными кабелями. Превышение нормируемых параметров ЭМИ случается при использовании устаревших моделей ЭВМ, но наиболее частая причина – неправильно выполненное подключение и отсутствие

(или некачественное выполнение) заземления. Воздействие этих излучений, особенно в сочетании с высоким зрительным и нервно-эмоциональным напряжением, вызывает существенные изменения со стороны центральной нервной и сердечно - сосудистой системы (головные боли, раздражительность, нарушение сна, неадекватные психические реакции).

5.Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПК

5.1.Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии не менее 50 см (оптимальносм). Уровень глаз должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Следовательно, работа за одним монитором 2-х и более человек недопустима.

5.2.Конструкция рабочего места (стола, стула, кресла и т. п.) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы - корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночного столба, голова слегка наклонена вперед, для снятия статического напряжения с плечевого пояса и рук предплечья опираются на поверхность стола. Рациональная рабочая поза позволит снизить напряжение мышц шейно-плечевой области, мышц спины и предупредить развитие утомления.

5.3. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

5.4. При наличии высокого стола и стула, не соответствующих росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.

Основные размеры стола и стула должны соответствовать росту пользователя ПК (приложение №1).

Требования к микроклимату

Оптимальные параметры температуры в помещении с ПК составляют от +19 до +21градуса Цельсия, при относительной влажности 62-55 %. При низких значениях влажности в сочетании с высокой температурой может отмечаться сухость слизистых оболочек и чувство першения в горле. Для повышения влажности воздуха следует применять различные увлажнители (можно использовать обычные сосуды с дистиллированной или прокипяченной водой).

Требования к режиму труда и отдыха

Немаловажным фактором при организации компьютерного обучения является строгое соблюдение режимов труда и отдыха, проведение занятий по индивидуальным графикам с учетом медицинских рекомендаций. Продолжительность работы с использованием ПК составляет не более 40 минут, включая физкультурные минутки и паузы, а также профилактические упражнения для глаз.

Для детей 6-10 лет - 15 мин;

Для детей 10-13 лет – 20 мин;

Старше 13 лет – 25-30 мин (на 2-м часу работы не более 20 мин).

Оптимальное количество занятий в течение дня:

Для детей 6-10 лет– 1 занятие;

Для детей 10-13 лет – 2 занятия;

Старше 13 лет – 3 занятия.

Для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:

Проведение упражнений для глаз через каждыемин. работы(приложение №2);

Устройство перерывов после каждого занятия длительностью не менее 15 мин.;

Проведение во время перерывов сквозного проветривания помещения с ВДТ или ПЭВМ при отсутствии детей;

Проведение упражнений физкультминутки в течение 1 - 2 мин. для снятия утомления, которые выполняются индивидуально при появлении начальных признаков усталости ( приложение №3 );

Выполнение профилактической гимнастики (приложение №4) ;

Занятие с компьютерами независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии воспитателя, педагога или родителя.

Приложения №1

ВЫСОТА ОДНОМЕСТНОГО СТОЛА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ПК

Рост учащихся в обуви, см

Высота над полом, мм

поверхность стола

Примечание: ширина и глубина пространства для ног определяются конструкцией стола.

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ СТУЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Параметры стула

Рост учащихся в обуви, см

Высота сиденья
над полом, мм

Ширина сиденья,
не менее, мм

Глубина сиденья,
мм

Приложение

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

Вариант 2

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 - 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет Повторить 3 - 4 раза.

Вариант 3

1.Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 - 4, затем налево на счет 1 - 4 и прямо на счет Поднять глаза вверх на счет 1 - 4, опустить вниз на счет 1 - 4 и перевести взгляд прямо на счет Повторить 4 - 5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояниесм, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет Повторить 1 - 2 раза.

Приложение

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК

Физкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

И. п.-исходное положение.

I. Физкультминутки общего воздействия

1. И. п. - руки в сторонывосьмеркообразные движения рукамито же, но в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.

2. И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясетри пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и. п. плечевого пояса. 4 - и. п. Повторить 4 - 6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать.

3. И. п. - о. с. 1 - руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 - руки вверх. 3 - руки за голову. 4 - и. п. Повторить 4 - 6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

II. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

1 комплекс

1. И. п.- руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад. 2 - локти впередруки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. - сидя на стулеотвести голову назад и плавно наклонить назадголову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2 комплекс

1. И. п.- стоя или сидя, руки на поясекруг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направото же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. То же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. То же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3 комплекс

1. И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и. пто же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. Хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше. 2 - движение рук через стороны, хлопок в ладоши впереди на уровне головы. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. - сидя на стуле. 1 - голову наклонить вправо. 2 - и. п. 3 - голову наклонить влево. 4 - и. п. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

4 комплекс

1. И. п. - стоя или сидя. 1 - руки к плечам, кисти в кулаки, голову наклонить назад. 2 - повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И. п. - стоя или сидя, руки в сторонытри рывка согнутыми руками внутрь: правой перед телом, левой за телом. 4 - и. пто же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. - сидя. 1 - голову наклонить вправо. 2 - и. п. 3 - голову наклонить влево. 4 - и. п. 5 - голову повернуть направо. 6 - и. п. 7 - голову повернуть налево. 8 - и. п. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

III. Физкультминутка для снятия утомления

с плечевого пояса и рук

Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

1 комплекс

1. И. п. 1 - поднять плечи. 2 - опустить плечи. Повторить 6 - 8 раз, затем пауза 2 - 3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

2. И. п. - руки согнуты перед грудьюдва пружинящих рывка назад согнутыми рукамито же прямыми руками. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2 комплекс

1. И. п.- кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И. п.- 1-4 - дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими небольшие воронкообразные движениядугами в стороны руки расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И. п. - тыльной стороной кисти на пояссвести вперед, голову наклонить впередлокти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3 комплекс

1. И. п.- 1 - руки вперед, ладони книзузигзагообразными движениями руки в стороныруки впередруки расслабленно вниз. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И. пруки свободно махом в стороны, слегка прогнуться. 2 - расслабляя мышцы плечевого пояса, "уронить" руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

4 комплекс

1. И. пдугами внутрь, руки вверх - в стороны, прогнуться, голову назад. 2 - руки за голову, голову наклонить вперед. 3 - "уронить" руки. 4 - и. п. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И. п. - руки к плечам, кисти в кулакахнапряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной вперед. 3 - руки расслабленно вниз. 4 - и. п. Повторить 6 - 8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп средний.

3. И. п.- 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

Приложение

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, "рубка дров" и т. д.), игры на свежем воздухе. Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1 мин.), но регулярном проведении она является эффективным мероприятием профилактики утомления. Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений (описаны ниже) обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение с цилиарной мышцы глаза, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется. Кроме того, есть специальное упражнение (с меткой на стекле), предназначенное для тренировки и развития аккомодационной функции глаза.

Время и место проведения гимнастики

Зрительная гимнастика проводится в середине занятия с ПК (после 5 мин. работы - для пятилетних и после 7 - 8 мин. - для шестилетних детей) и в конце или после всего развивающего занятия с использованием ПК (после заключительной части).

Упражнение 1 со зрительными метками

В помещении на стенах и в углах подвешиваются яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинкиметок). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет, например, из известных сказок.

Примерами игровых сюжетов могут быть следующие: в центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик.

Методика проведения упражнения

Поднять ребенка с рабочих мест: упражнение проводится у рабочего места.

Объяснить ребенку, что они должен делать: по команде, не поворачивая головы, одним взглядом глаз, прослеживать движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т. д.

Необходимо переводить взгляд с одной метки на другую под счет 1 - 4.

Целесообразно показывать ребенку, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взгляд ребенка последовательно на каждую метку, а можно - в случайном порядке.

Скорость перевода взгляда не должна быть очень большой. Переводить взгляд надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.

Необходимо вести контроль за тем, чтобы ребенок во время выполнения упражнения не поворачивал головы.

Упражнение 2 со зрительными метками и поворотами головы

Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но ребенок должен выполнять его с поворотами головы.

Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки ребенок должен отыскивать по всему компьютерному залу.

Методика выполнения упражнения

1. Попросить ребенка подняться с рабочего места и встать около стула.

2. Объясняется задача: вот елочка (на столе, или большое изображение елочки на картинке в центре стены или чуть ниже), ее нужно нарядить.

3. Необходимо соблюдать следующие условия: "Стойте прямо, не сдвигая с места ног, поворачивая одну лишь голову, отыщите в компьютерном зале игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку и назовите их".

4. Темп выполнения упражнения - произвольный.

5. Продолжительность - 1 мин.

При выполнении всех физических упражнений необходимо выполнять еще одно условие: соблюдать режим проветривания. Если время летнее, то упражнения можно выполнять при открытых окнах или на свежем воздухе. Если зимнее время, то помещение проветривается и до, и после гимнастики.

А.А. Силаев, Л.Ю. Кузнецова, Н.Д. Бобрищева-Пушкина, О.Л. Попова, кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава

Процесс компьютеризации населения набирает обороты. Компьютеры имеются во многих образовательных учреждениях нашей страны, в каждом третьем доме есть личный компьютер. Применение компьютеров приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительные мотивации у большинства учащихся к занятиям, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление. Наряду с этим использование компьютера сопровождается воздействием на организм целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков.

ДРУГ ИЛИ ВРАГ?
Основными физическими факторами, воздействующими на пользователей компьютеров, являются электромагнитное и электростатическое поле, шум. Дисплеи с электроннолучевыми трубками также являются потенциальными источниками рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений . Уровни шума от работающих компьютеров и периферийных устройств (принтеров) могут составлять 60-65 дБА (при гигиенической норме 50 дБА). Если компьютеры удовлетворяют Государственному стандарту РФ и имеют санитарно-эпидемиологическое заключение, то все эти излучения незначительны и не оказывают вредного воздействия на человека . Однако в действительности при гигиенических обследованиях кабинетов информатики в образовательных учреждениях обращает на себя внимание насыщенность их полимерными, синтетическими и лакокрасочными материалами. Это приводит к дополнительному загрязнению воздушной среды помещений вредными химическими веществами (формальдегид, ацетон, толуол, фенол, озон). Уровни искусственной освещенности на рабочих местах в классах, как правило, бывают заниженными (150-200 люкс).

Исследование микроклимата кабинетов информатики показывает, что во все сезоны года температура воздуха превышает оптимальные уровни в 70% случаев и составляет 22-23 ° С (при норме 19-21 ° С). Относительная влажность воздуха в 60% случаев находится на уровне нижней границы нормы (55%). Значительная сухость воздуха является существенным недостатком помещений классов, и это способствует накоплению в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способным адсорбировать частицы пыли и поэтому легко проникать в легкие, вызывать конъюнктивиты и дерматиты .

СИСТЕМЫ-МИШЕНИ
Установлено, что немалое негативное влияние на пользователя оказывает напряженная зрительная работа с монитором. После длительной работы у пользователя отмечается покраснение глаз, пелена перед глазами, неясные очертания предметов, ощущение усталости, песка, жара в глазах, дискомфорт. Это состояние определяется сейчас как проявление астенопии, или компьютерного зрительного синдрома. Частота астенопии у пользователей компьютерами составляет от 10 до 40%. Помимо этого отмечаются и объективные изменения в зрительной системе: снижение остроты зрения, нарушение аккомодации, бинокулярного зрения, стереозрения . Через 30 минут работы на компьютере, соответствующем гигиеническим требованиям, 21-26% детей предъявляют астенопические жалобы, а при несоответствии компьютера гигиеническим требованиям число жалоб увеличивается до 40% .

Основной причиной таких расстройств являются особенности зрительной работы на компьютере: она сопровождается частыми переключениями внимания с клавиатуры на экран, анализом и корректировкой воспроизводимых на экране результатов. Кроме этого напряженность зрительного анализатора обуславливается и рядом других причин: высокочастотная (50-70 Гц) дискретность изображения; необычный контраст между фоном и символами на экране монитора; дрожание или мелькание изображения; расстояние от глаз до экрана, направление взгляда не могут быть по желанию изменены и часто отличаются от условий, которые бывают при чтении печатного текста, и др. Все это приводит к повышенному утомлению зрения и общему утомлению, патологическим нарушениям в деятельности центральной нервной системы и психики ребенка. Частота психических расстройств в виде тревоги, раздражительности, подавленности у пользователей компьютеров колеблется от 25 до 70%. Нарушение сна обнаруживается у 15-45% пользователей.

Многие исследователи при обследовании детей регистрируют значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Остисто-крестцовая мышца при работе за компьютером испытывает нагрузку на уровне 8,5%, а трапециевидная - 13,5% от произвольной максимальной силы этих мышц, что соответствует значительной нагрузке на мышечный аппарат. В совокупности с большим количеством движений руками при работе с клавиатурой (а они могут достигать нескольких тысяч за период работы) это приводит к переутомлению нервно-мышечного аппарата. Поэтому у детей, у которых еще идет формирование мышечного аппарата, выполнение большого количества локальных движений при малой общей двигательной активности вызывает замедление восстановления и изменение нормального хода восстановительного процесса. При этом неблагоприятные сдвиги суммируются, переходят в переутомление, являющееся по сути предпатологическим состоянием нервно-мышечного аппарата рук. Нарушения в состоянии здоровья усугубляются еще и тем, что школьники проводят за компьютерами значительное время как на уроках в школе, так и дома. В результате опроса 1000 учащихся московских школ исследователями было установлено, что активно играют в компьютерные игры 2/3 школьников (начало активности отмечается в 5-7-м классах и снижается у школьников выпускных классов).

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
С каждым годом увеличивается число детей, которых можно отнести в группу компьютерозависимых. Компьютерная зависимость (лудомания, или игровая зависимость) с трудом поддается лечению, потому что является сочетанием состояния, схожего с наркоманией и навязчивыми состояниями. ВОЗ внесла компьютерную зависимость в разряд опасных психических расстройств. Больные теряют интерес ко всему, кроме своих компьютерных игр и общения в Интернете. По мнению отечественных психиатров, этим расстройством страдают 4-6% пользователей в России, причем около 70% из них - это дети и подростки. Дети становятся агрессивными, если их ограничивают в доступе к компьютеру, забрасывают учебу, у них отсутствуют другие желания и интересы, они начинают обманывать (популярная ложь - готовлюсь к контрольной). Компьютерная зависимость приводит к тому, что многие дети продолжают игру в своем воображении (во сне или в период бодрствования), вовремя не принимают пищу. У таких детей могут быть приступы страха, тревоги, навязчивые состояния, нарушения социальной адаптации (ухудшение взаимоотношений со сверстниками, родителями, педагогами). По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе дети и подростки, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти. Чаще компьютерной зависимости подвержены мальчики. Наиболее опасными для развития зависимости специалисты считают ролевые игры, особенно если сюжет их связан с насилием.

Все вышесказанное требует специального регламентирования работы детей и подростков с компьютерами. Контролируемое и регламентированное компьютерное обучение не оказывает отрицательного влияния на рост, развитие и состояние здоровья школьников и способствует развитию работоспособности, пространственной ориентации, мышления .

НОРМЫ
Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях.

Эти требования изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03). Все используемые персональные компьютеры должны соответствовать требованиям ГОСТа и санитарным правилам по показателям уровней электромагнитных полей, звукового давления, визуальным параметрам мониторов. Желательно использование жидкокристаллических или плазменных мониторов. Обязательно должно быть заземление оборудования для снижения уровней электромагнитных полей. Конструкция монитора должна предусматривать ручную регулировку яркости и контрастности, а также наклона экрана. Недопустимо одномоментное использование одного компьютера двумя пользователями.

Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70 см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления (оптимально - стул с высокой спинкой и подлокотниками).

Освещенность на рабочем столе должна составлять 300-500 люкс, на экране монитора - 300 люкс. Для создания такой освещенности рекомендуется дополнительно использовать настольную лампу для освещения клавиатуры. Для ограничения прямой блесткости от источников освещения необходимо применять светильники рассеянного света, жалюзи или занавески на окнах. Оптимальной ориентацией окон помещений для работы с компьютером является север и северо-восток.

Необходимо периодическое проветривание помещения для создания благоприятного микроклимата (19-21 ° С, при 55-62% влажности воздуха), для создания требуемой влажности воздуха возможно использование промышленных и бытовых увлажнителей воздуха или частой влажной уборки.

Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта.

Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления. Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка. Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз.

Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах -15 минут, в 5-7-м классах - 20 минут, 8-9-м классах - 25 минут, 10-11-м классах - 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором.

Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные рамки. Временные ограничения пользования дисплеями существуют и для учащихся средних специальных и студентов высших учебных заведений, а также для детей, находящихся в оздоровительно-образовательных лагерях.

Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ, не рекомендуется проводить компьютерные занятия и игры перед сном или вместо времени, отведенного для прогулок и других оздоровительных мероприятий.

Наиболее утомительны для детей игры с навязанным ритмом (темп игры задается компьютером и паузы и остановки не предусмотрены). Гигиенисты рекомендуют непрерывную продолжительность таких игр ограничивать 10 минутами для учащихся начальной школы и 15 минутами для более старших школьников.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Основными противопоказаниями к работе с компьютером у детей являются миопия высокой степени, эпилепсия и эпилептиформные приступы, заключение о возможности работы дает окулист или невропатолог. При миопии средней степени ребенок должен работать за компьютером в очках на 1-1,5 диоптрии слабее и соблюдать щадящий режим зрительной работы.

ПРОФИЛАКТИКА
Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые включают специальные упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы, физкультпаузы для улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также для мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи, ног .

Для профилактики компьютерной зависимости необходимо ежедневное общение взрослых с детьми, ненавязчивый контроль за ними, вовлечение их в домашнюю жизнь и жизнь детского коллектива, организация досуга ребенка (спортивные секции, различные курсы, кружки). Если ребенок стремится проводить длительное время за компьютером и у него появились симптомы компьютерной зависимости, то его необходимо проконсультировать у психолога или психиатра, в специализированных реабилитационных центрах для детей и подростков или по телефонам «горячей» линии (игровая зависимость), которые есть в крупных городах.

Список литературы:

  1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 473 с.
  2. Розенблюм Ю.З., Корнюшина Т.А., Фейгин А.А. Компьютер и орган зрения. М.: РИК ЗАО «Медицинская газета», 1998. - 22 с.
  3. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
  4. Чернозубов И.Е. Компьютер и дети. М.: Алес, 1998. - 96 с.

Сведения об авторах:
Александр Александрович Силаев, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук
Любовь Юльевна Кузнецова, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук
Наталья Дмитриевна Бобрищева-Пушкина, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук
Ольга Леонидовна Попова, ассистент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук