Интернет протокол шестой версии IPv6. Протокол IPv6 – от теории к практике Протокол версии 6

И являются дополнительными статьями к Конвенции
Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ

Протокол N 2 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "О наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения" (Страсбург, 6 мая 1963 г.)

Согласно ст. 5 настоящего Протокола, его статьи 1 - 4 считаются неотъемлемой частью Конвенции с момента его вступления в силу 21 сентября 1970 г.
Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г.

Протокол N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "Об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол N 1 к ней" (Страсбург, 16 сентября 1963 г.)

Согласно ст. 6 1 - 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ.
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г.

Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "Относительно отмены смертной казни" (Страсбург, 28 апреля 1983 г.)
(с изменениями от 11 мая 1994 г.)

Согласно ст. 6 Протокола, положения его статей - являются дополнительными статьями к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Российская Федерация подписала настоящий Протокол 16 апреля 1997 г. в г.Страсбурге.
Протокол внесен на ратификацию в Государственную Думу РФ письмом Президента РФ от 6 августа 1999 г. N Пр-1025.

При присоединении к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Россия сделала оговорку о поэтапном присоединении к Протоколу N 6 в Российской Федерации.

Протокол N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 22 ноября 1984 г.)
(с изменениями от 11 мая 1994 г.)

Согласно ст. 7 Протокола, положения его статей 1 - 6 являются дополнительными статьями к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 1 августа 1998 г.

Протокол N 9 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 6 ноября 1990 г.)
(отменен)

Согласно ст. 1 Протокола, положения его статей 2 - 5 являются дополнительными статьями к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 г.
Протоколом N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 11 мая 1994 г.) настоящий Протокол отменен.

Протокол N 10 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 25 марта 1992 г.)
(не действует)

Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол не вступил в силу и утратил свою цель с 1 ноября 1998 г. - даты вступления в силу Протокола N 11 от 11 мая 1994 г.

Протокол N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией"
(Страсбург, 11 мая 1994 г.)

Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 1 ноября 1998 г.

Протокол N 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
(Рим, 4 ноября 2000 г.)
(не вступил в силу)

Протокол подписан от имени Российской Федерации 4 ноября 2000 г.
Протокол не ратифицирован Российской Федерацией.
Протокол не вступил в силу.

Протокол N 13 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах ETS N 187
(Вильнюс, 3 мая 2002 г.)

Российская Федерация не подписала и не ратифицировала настоящий Протокол
Протокол вступил в силу 1 июля 2003 г.

Протокол N 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, дополняющий контрольную систему Конвенции
(Страсбург, 13 мая 2004 г.)

Российская Федерация подписала настоящий Протокол согласно распоряжению Президента РФ от 13 апреля 2006 г. N 174-рп.

5.6.1 Принципиальное решение проблемы дефицита сетевых адресов и многих других проблем, связанных с продвижением IP-пакетов по сетям, обусловило переход на новую версию IP-протокола ‒ IPv6 (REC 2460) и систему адресации (REC 2373). В соответствии с (REC 2373) увеличилась разрядность IP-адреса с 4-х байт (IPv4) до 16-и байт (IPv6), показанная на рисунке 5.6.

Рисунок 5.6 ‒ Представление форматов адресов в протоколах маршрутизирования пакетов IPv4 и IPv6

Главной целью изменения системы адресации было не механическое увеличение адресного пространства, а повышение эффективности работы стека TCP/IP в целом. Переход на новую систему снизил затраты на маршрутизацию за счет увеличения числа уровней иерархии адресов, групповой адресации и др.

Тип адреса определяется значением нескольких старших битов адреса, которые названы «префиксом формата». Наличие префикса позволяет магистральным маршрутизаторам агрегировать потоки данных, т.е. направлять данные с адресами, имеющими одинаковые префиксы формата по одному и тому же маршруту.

5.6.1.1 Распределением адресного пространства на самом верхнем уровне занимается Администрация адресного пространства Интернет IANA (Internet Assigned Numbers Authority). Эта организация выделяет блоки адресов с префиксом размером в 8 бит региональным интернет-регистраторам RIR (Regional Internet Registry). В настоящее время существуют пять RIR:

1 Для северной Америки ‒ ARIN (American Registry for Internet Numbers).

2 Для Европы, Ближнего Востока, Центральной Азии ‒ RIPE NCC (Regional Internet Registry European Network Coordination Centre).

3 Для Азии и Тихоокеанского региона ‒ APNIC (Asia-Pacific Network Information Centre).

4 Для Латинской Америки и Карибского региона ‒ LACCIA (Latin American and Caribbean Internet Addresses).

5 Для Африки ‒ AfriNIC (African Nerwork Information Centre).

Интернет-регистратор ‒ RIR, в свою очередь, выделяет блоки адресов локальным интернет-регистраторам ‒ LIR (Local Internet Registry), которые являются крупными провайдерами Internet. Локальные интернет-регистраторы ‒ LIR, выделяют блоки адресов более мелким провайдерам или корпоративным клиентам.

На рисунке 5.5 представлена структура глобального агрегируемого уникального адреса в пакете IPv6

Рисунок 5.5 ‒ Структура глобального агрегируемого уникального адреса в пакете IPv6

В протоколе IPv6 адрес состоит из 128 бит, и маски подсети не используются, так как пришлось бы иметь очень длинные маски ‒ тоже по 128 бит. Вместо этого используется только префикс. Смысл префикса в IPv6 такой же, как и для IPv4 ‒ отделение части адреса, хранящей информацию о сети от части адреса, хранящей информацию об узле сети. Правая часть, хранящая информацию об узле сети, имеет специальное название ‒ «Идентификатор интерфейса» (Interface ID).

Адрес IP-пакета, в соответствии с протоколом маршрутизирования данных ‒ IPv6, содержит следующие поля:

1 Префикс формата (IANA) имеет размер 8 бит и описывает уровни идентификации региональных сетей;

2 Агрегирование верхнего уровня (RIR) имеет размер 16 бит и идентифицирует сети самых крупных поставщиков услуг;

3 Агрегирование уровня (LIR) имеет размер 24 бита и идентифицирует сети средних и мелких поставщиков услуг;

4 Агрегирование местного уровня (SLA) имеет размер 16 бит и идентифицирует подсети отдельных групп абонентов, например, подсети корпоративной сети;

5 Идентификатор интерфейса (Interface ID) имеет размер 64 бита и идентифицирует отдельные узлы абонентов (по размеру совпадает с локальным адресом). Его размер ‒ 64 бита позволяет поместить, например, при маршрутизации адрес сети Х25 (до 60 бит) или сети Ethernet (MAC-адрес 48 бит).

Для записи IP-адреса (сеть IPv4) в заголовке IP-пакета отводится всего 4-е байта (32 бита), которые представляют 4 числа, а в сети IPv6 ‒ 16 байт (128 бит), которые представляют 16 чисел

5.6.1.2 Адреса могут записываться в различной форме, например, по протоколу IPv4 ‒ в форме десятичных чисел с точкой ‒ 128.10.2.30; шестнадцатеричной записи ‒ 80.010.02.1D; двоичной записи ‒ 10000000 00001010 00000010 00011110. По протоколу IPv6 каждый байт адреса записывается в виде двух шестнадцатеричных цифр и отделяется от соседнего байта двоеточием, например, 3005:0DB4:0000:0000:0000:000A:0000:6789.

Для удобства приняты сокращенные формы записи адресов IPv6. К ним относятся следующие:

1 Записи, в которых нулевые группы 0000 обозначаются 0 или не записывать незначащие нули в группе ‒ 000A представить в виде A. Приведенный выше адрес IPv6 можно записать как, 3005: DB4:0:0:0: A:0:6789.

2 Поскольку число групп адреса IPv6 известно (их 8) можно не записывать нулевые группы, а указать на них двумя двоеточиями, следующими друг за другом, например, 3005: DB4:: A:0:6789.

3 В адресе допускается только один пропуск нулевых групп, иначе при восстановлении адреса возникнет неоднозначность.

4 Допускается пропуск в записи адреса любой цепочки нулевых групп не обязательно самой длинной.

5 В записи адреса шестой версии, как и в записи четвертой используется префикс, который обозначает непрерывную цепочку определенного количества битов, идентифицирующих те разряды адреса, которые совпадают с этой цепочкой. Например, записи 2001: DB8:0: CD9F::123/58 соответствует адрес, у которого префикс запишется в виде 2001: DB8:0: CD80:: .

5.6.1.3 Адреса IPv6, как и адреса IPv4 подразделяются на типы:

1 Индивидуальные адреса ‒ это глобальные индивидуальные адреса (Global Unicast). Пакет с таким адресом доставляется конкретному узлу сети (интерфейсу).

2 Частные индивидуальные адреса (Private-use Unecast), предназначенные для использования в корпоративных сетях.

3 Внутриканальные индивидуальные адреса (Link-local Unicast) используются при автоматической настройке узлов в простой одноранговой сети.

4 Многоадресные ‒ Multicast-адреса, которые используются для групповой рассылки пакетов.

5 Нововведением в системе адресации являются Anycast-адреса, которые адресуют группу интерфейсов, но пакет, посланный по такому адресу попадает только на один (обычно ближайший) интерфейс.

6 В качестве адреса обратной связи используется адрес в виде::1.

Поскольку переход от IPv4 к IPv6 будет проходить поэтапно и довольно длительное время, необходимо организовать взаимодействие сетей, работающих по этим протоколам. К организации такого взаимодействия существует несколько подходов.

Первый подход ‒ это трансляция (преобразование) протоколов реализуемая шлюзом, который устанавливается на границе сетей, использующих разные протоколы. Основная задача такого шлюза ‒ преобразование IPv4-пакета в IPv6-пакет и обратно в соответствии с правилами, проиллюстрированными рисунком 5.6.

0000…….000000 IPv4

12 байт 4 байта

Преобразование IPv6 в IPv4 (при передаче пакета IPv6 через сеть IPv4 старшие байты отбрасываются)

0000…….000000 111….111 IPv4

10 байт 2 байта 4 байта

Преобразование IPv4 в IPv6 (при передаче пакета IPv4 через сеть IPv6 11-й и 12-й байты заполняются единицами)

Рисунок 5.6 ‒ Правила трансляции адресов IPv6 в IPv4 и обратно

Второй подход ‒ это мультиплексирование стеков протоколов, состоящее в том, что на взаимодействующих узлах сети устанавливаются оба протокола. Это относится также и к маршрутизаторам, через которые проходит маршрут передачи пакетов между этими узлами. При взаимодействии узла IPv6 с узлом IPv4 используется протокол IPv4.

________________
* Российской Федерацией подписан Протокол N 6 16 апреля 1997 года, но не ратифицирован.

Относительно отмены смертной казни

Государства - члены Совета Европы, подписавшие настоящий Протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод , подписанной в Риме 4 ноября 1950 года (далее именуемой "Конвенция"),

считая, что развитие, имевшее место во многих Государствах - членах Совета Европы, выражают общую тенденцию в пользу отмены смертной казни,

согласились о нижеследующем:

Статья 1. Отмена смертной казни

Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен.

Статья 2. Применение смертной казни в военное время

Государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны; подобное наказание применяется только в установленных законом случаях и в соответствии с его положениями. Государство сообщает Генеральному секретарю Совета Европы соответствующие положения этого законодательства.

Статья 3. Запрещение отступлений от соблюдения обязательств

Отступления от положений настоящего Протокола на основании статьи 15 Конвенции не допускаются.

Статья 4. Запрещение оговорок

Оговорки в отношении положений настоящего Протокола на основании статьи 57 Конвенции не допускаются.

Статья 5. Применение к территориям

1. Любое государство может при подписании или сдаче на хранение своей ратификационной грамоты или документа о принятии или одобрении указать территорию или территории, к которым применяется данный Протокол.

2. Любое государство может позднее, в любой момент путем заявления, направленного на имя Генерального секретаря Совета Европы, распространить применение настоящего Протокола на любую другую территорию, указанную в заявлении. В отношении этой территории Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего за датой получения Генеральным секретарем подобного заявления.

3. Любое заявление, сделанное на основании двух предыдущих пунктов и касающееся любой указанной в нем территории, может быть отозвано путем уведомления, направленного на имя Генерального секретаря. Отзыв вступает в силу с первого дня месяца, следующего за датой получения Генеральным секретарем подобного уведомления.

Статья 6. Соотношение с Конвенцией

Государства-участники рассматривают статьи 1-5 настоящего Протокола как дополнительные статьи к Конвенции, и все положения Конвенции применяются соответственно.

Статья 7. Подписание и ратификация

Настоящий Протокол открыт для подписания Государствами - членами Совета Европы, подписавшими Конвенцию. Он подлежит ратификации, принятию или одобрению. Государство - член Совета Европы не может ратифицировать, принять или одобрить настоящий Протокол без одновременной или предшествующей ратификации Конвенции. Ратификационные грамоты или документы о принятии или одобрении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.

Статья 8. Вступление в силу

1. Настоящий Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего за датой, на которую пять Государств - членов Совета Европы выразят свое согласие взять на себя обязательства по Протоколу в соответствии с положениями статьи 7.

2. Для любого Государства-члена, которое выразит свое согласие взять на себя обязательства по Протоколу впоследствии, Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего за датой сдачи на хранение ратификационных грамот или документов о принятии или одобрении.

Статья 9. Функции депозитария

Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет Государства - члены Совета Европы о:

a) любом подписании;

b) сдаче на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии или одобрении;

c) дате вступления настоящего Протокола в силу в соответствии со статьями 5 и 8;

d) любом ином действии, уведомлении или сообщении, относящемся к данному Протоколу.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Протокол.

Совершено в Страсбурге 28 апреля 1983 года на французском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, который хранится в архиве Совета Европы. Генеральный секретарь Совета Европы направляет заверенные копии каждому Государству - члену Совета Европы.


Текст документа сверен по:
"Европейский Суд по правам человека.
Избранные решения", в 2-х т., т.2,
М.: Издательство "Норма", 2000 год
Официальный перевод

16 апреля 1997 года Россия подписала Протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (в мирное время). Государственная дума должна была ратифицировать его до мая 1999 года. Несмотря на то, что 6-ой протокол так и не был ратифицирован Россией (единственной из государств-членов Совета Европы), с этого момента смертную казнь в России запрещено применять согласно Венской конвенции, которая велит государству, подписавшему договор вести себя в соответствии с договором до его ратификации. По мнению экспертов, если РФ откажется от ратификации, Россия и её граждане скорее всего испытают мощный удар возмущения, угроз по изгнанию России из международных организаций.

В случае ратификации данного протокола «смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен» (согласно ст. 1 Протокола №6), исключением является только положение о том, что «государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны» (ст. 2 Протокола №6).

Мораторий КС РФ на вынесение смертных приговоров. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года №3-П

2 февраля 1999 года Конституционный суд РФ вынес Постановление №3-П, в котором признал неконституционным возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны. Данный запрет имел временный и исключительно технический характер и вопрос о смертной казни нельзя было назвать полностью решенным, поскольку она закреплена в Уголовном кодексе РФ в ст. 44 и ст. 59, а порядок её исполнения предусмотрен в главе 23 раздела VII Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и решение о принятии Федерального закона о ратификации Протокола №6 либо его отклонении органами законодательной власти не рассматривается уже более 10 лет.

С 1 января 2010 года суды присяжных должны были начать действовать в последнем субъекте федерации, где их до сих пор не было - в Чеченской Республике.

В 2009 году возникли опасения, что смертная казнь может быть восстановлена в РФ с 2010 года. Отдельные юристы высказали мнение, что хотя Россия и не ратифицировала протокол №6, подписание его президентом означает, что Россия должна вести себя в соответствии с его положениями до его ратификации (Венская конвенция). В связи с этим Верховный Суд РФ обратился с запросом о возможности применения смертной казни с этого момента в Конституционный Суд РФ.

По мнению Верховного суда, постановление КС 1999 года «указывает на временный характер института смертной казни, предполагая полную его отмену, неясно, может ли назначаться наказание в виде смертной казни после более чем десятилетнего перерыва с учетом того, что РФ подписала Протокол №6 к Европейской конвенции и до настоящего времени не выразила ясно своего намерения отказаться от участия в этом договоре». Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин заявлял, что, по сути, смертная казнь в России уже была отменена, в том числе и юридически, и поэтому с 1 января 2010 года возвращения к ней не будет. «Любое применение смертной казни будет означать наш выход из Европейской конвенции, а значит, и из Совета Европы. Так что, фактически, у нас есть полная отмена смертной казни - на мой взгляд, это абсолютно четкая юридическая позиция», - заключил Лукин.

Признание невозможности назначения смертной казни Конституционным Судом РФ. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2009 года №1344-О-Р

  • 19 ноября 2009 года Конституционный суд России принял решение, согласно которому никакие суды в России более не могут выносить смертные приговоры.
  • 19 ноября 2009 года Конституционный суд РФ своим Определением №1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года №3-П» признал невозможность назначения смертной казни. Суд мотивировал это тем, что положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года №3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер («впредь до её отмены») и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, то есть на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, означают, что введение суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.

Конституционный Суд РФ также указал, что Российская Федерация связана требованием статьи 18 Венской конвенции о праве международных договоров не предпринимать действий, которые лишили бы подписанный ею Протокол №6 его объекта и цели до тех пор, пока она официально не выразит свое намерение не быть его участником (то есть пока не будет отозвана подпись под данным документом). Поскольку основным обязательством по Протоколу №6 является полная отмена смертной казни, то в России с 16 апреля 1997 года (даты подписания Протокола) смертная казнь применяться не может, то есть наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться.

После того как зампред комитета Госдумы по обороне единоросс Франц Клинцевич в августе 2012 года предложил вернуть высшую меру для военных преступников, педофилов и крупных коррупционеров, глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов пояснил, что теперь снять мораторий можно, только изменив Конституцию: «Эта позиция не может быть отменена. Только если будет пересмотрена действующая Конституция. Я думаю, что дискуссии на эту тему будут подниматься, потому что есть люди, которые считают, что наступило время репрессий, но это не так, оно не наступило и не наступит никогда».

к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Относительно отмены смертной казни

Российская Федерация подписала настоящий Протокол 16 апреля 1997г. в г.Страс-
бурге. Протокол внесен на ратификацию в Государственную Думу РФ
письмом Прези-
дента РФ от 6 августа 1999 года N Пр-1025

При присоединении к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Рос-
сия сделала оговорку о поэтапном присоединении к Протоколу N 6 в Российской Феде-
рации

Государства-члены Совета Европы, подписавшие настоящий Протокол к Кон-

считая, что развитие, имевшее место в нескольких государствах-членах Совета
Европы, выражает общую тенденцию в пользу отмены смертной казни,

согласились о нижеследующем:

Статья 1
Отмена смертной казни

Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни
или казнен.

Статья 2
Применение смертной казни в военное время

Государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за
действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны; подоб-


ное наказание применяется только в установленных законом случаях и в соответ-
ствии с его положениями. Государство сообщает Генеральному секретарю Совета
Европы соответствующие положения этого законодательства.

Статья 3
Запрещение отступлений от соблюдения обязательств

Отступления от положений настоящего Протокола на основании статьи 15 Кон-
венции не допускаются.

Статья 4
Запрещение оговорок

Оговорки в отношении положений настоящего Протокола на основании статьи
57 Конвенции не допускаются.

Статья 5
Применение к территориям


рию или территории, к которым применяется данный Протокол.

2. Любое государство может позднее, в любой момент путем заявления, на-
правленного на имя Генерального секретаря Совета Европы, распространить
применение настоящего Протокола на любую другую территорию, указанную в
заявлении. В отношении этой территории Протокол вступает в силу в первый
день месяца, следующего за датой получения Генеральным секретарем подобно-
го заявления.


ющееся любой указанной в нем территории, может быть отозвано путем уведомле-
ния, направленного на имя Генерального секретаря. Отзыв вступает в силу с перво-
го дня месяца, следующего за датой получения Генеральным секретарем подобного
уведомления.



Статья 6
Связь с Конвенцией

Государства-участники рассматривают статьи 1-5 настоящего Протокола как
дополнительные статьи к Конвенции, и все положения Конвенции применяются
соответственно.

Статья?
Подписание и ратификация

Настоящий Протокол открыт для подписания государствами-членами Сове-
та Европы, подписавшими Конвенцию. Он подлежит ратификации, принятию
или одобрению. Государство-член Совета Европы не может ратифицировать,
принять или одобрить настоящий Протокол без одновременной или предше-
ствующей ратификации Конвенции. Ратификационные грамоты или документы


о принятии или одобрении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета
Европы.

Статья 8
Вступление в силу

1. Настоящий Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующе-
го за датой, на которую пять государств-членов Совета Европы выразят свое
согласие взять на себя обязательства по Протоколу в соответствии с положе-
ниями статьи 7.

2, Для любого государства-члена, которое выразит свое согласие взять на себя
обязательства по Протоколу впоследствии, Протокол вступает в силу в первый день
месяца, следующего за датой сдачи на хранение ратификационных грамот или до-
кументов о принятии или одобрении.

Статья 9
Функции депозитария

Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет государства-члены Совета
Европы о:

a. любом подписании;

b. сдаче на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии или
одобрении;

c. дате вступления настоящего Протокола в силу в соответствии со статьями 5 и 8;

d. любом ином действии, уведомлении или сообщении, относящемся к данно-
му Протоколу.


Совершено в Страсбурге 28 апреля 1983 года на английском и французском
который хранится в архиве Совета Европы. Генеральный секретарь направит заве-
ренные копии каждому подписавшему Протокол государству.

Протокол № 7
к Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Государства-члены Совета Европы, подписавшие настоящий Протокол,
преисполненные решимости принять дальнейшие меры по обеспечению кол-
лективного осуществления некоторых прав и свобод посредством применения Кон-
венции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября
1950 года (далее именуемой «Конвенция»),
согласились о нижеследующем:


Статья 1
Процедурные гарантии в случае высылки иностранцев

1. Иностранец, на законных основаниях проживающий на территории какото-
либо государства, не может быть выслан из него иначе как во исполнение решения,
принятого в соответствии с законом, и должен иметь возможность:

a. представить аргументы против своей высылки,

b. пересмотра своего дела, и

c. для этих целей быть представленным перед компетентным органом или
одним или несколькими лицами, назначенными таким органом.

2. Иностранец может быть выслан до осуществления своих прав, перечислен-
ных в подпунктах (а), (Ь) и (с) пункта 1 данной статьи, если такая высылка необхо-
дима в интересах общественного порядка или обусловлена соображениями нацио-
нальной безопасности.

Статья!
Право на апелляцию по уголовным делам

1. Каждый человек, осужденный судом за совершение уголовного преступления
имеет право на то, чтобы его приговор или наказание были пересмотрены вышесто-
ящей судебной инстанцией. Осуществление этого права, включая основания, на
которых оно может быть осуществлено, регулируется законом.

2. Из этого права могут делаться исключения в отношении незначительных
правонарушений в соответствии с законом или когда соответствующее лицо было
судимо уже в первой инстанции Верховным судом или осуждено по рассмотрении
апелляции против его оправдания.

Статья 3
Компенсация в случае судебной ошибки

Если какое-либо лицо на основании окончательного решения было осуждено за
совершение уголовного преступления и если впоследствии вынесенный ему приго-
вор был пересмотрен, или оно было помиловано на том основании, что какое-либо
новое или вновь открывшееся обстоятельство убедительно доказывает, что имела
место судебная ошибка, то лицо, понесшее наказание в результате такого осужде-
ния, получает компенсацию согласно закону или практике соответствующего госу-
дарства, если только не будет доказано, что ранее неизвестное обстоятельство не
было своевременно обнаружено полностью или частично по его вине.

Статья 4
Право не привлекаться к суду или повторному наказанию

1. Никакое лицо не должно быть повторно судимо или наказано в уголовном
порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за
которое это лицо уже было окончательно оправдано или осуждено в соответствии с
законом и уголовно-процессуальным законодательством этого государства.

2. Положения предыдущего пункта не препятствуют повторному рассмотрению
дела в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами соответству-


юшего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обсто-
ятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства были допущены суще-
ственные нарушения, повлиявшие на исход дела.

3. Отступления от выполнения настоящей статьи на основании положений ста-
тьи 15 Конвенции не допускаются.

Статья 5
Равноправие супругов

Супруги обладают равными правами и равной ответственностью частноправо-
вого характера в отношениях между собой и со своими детьми в том, что касается
вступления в брак, во время пребывания в браке и при его расторжении. Настоящая
статья не препятствует государствам принимать такие меры, которые необходимы
для соблюдения интересов детей.

Статья 6
Применение к территориям

1. Любое государство может при подписании или сдаче на хранение своей рати-
фикационной грамоты или документа о принятии или одобрении указать террито-
рию или территории, на которые распространяется действие данного Протокола, и
указать, в каких пределах оно обязуется применять положения настоящего Прото-
кола к этой территории или этим территориям.

2. Любое государство может впоследствии в любое время, путем направления
заявления Генеральному секретарю Совета Европы, распространить применение
настоящего Протокола на любую другую территорию, указанную в заявлении. Про-
токол вступает в силу в отношении такой территории в первый день месяца, следу-
ющего по истечении двух месяцев с даты получения Генеральным секретарем тако-
го заявления

3. Любое заявление, сделанное на основании двух предыдущих пунктов и каса-
ющееся любой указанной в нем территории, может быть отозвано или изменено
путем уведомления Генерального секретаря Совета Европы. Отзыв или изменение
вступают в силу в первый день месяца, следующего по истечении двух месяцев,
считая с даты получения Генеральным секретарем такого уведомления.

4. Заявление, сделанное в соответствии с положениями настоящей статьи, рас-
сматривается как сделанное в соответствии с пунктом 1 статьи 56 Конвенции.

5. Территория любого государства, к которой настоящий Протокол приме-
няется в силу ратификации, принятия или одобрения этим государством, и каж-
дая из территорий, к которой настоящий Протокол применяется в силу заявле-
ния этого государства в соответствии с положениями настоящей статьи, могут
рассматриваться как отдельные территории для цели ссылки на территорию госу-
дарства в статье 1.

6. Любое государство, которое сделало заявление в соответствии с положениями
пунктов 1 и 2 настоящей статьи, впоследствии может в любое время заявить от
имени одной или нескольких территорий, к которым это заявление относится, что
оно признает компетенцию Суда принимать жалобы от физических лиц, неправи-
тельственных организаций или групп частных лиц, как это предусмотрено статьей
34 настоящей Конвенции, в отношении статей I - 5 настоящего Протокола.


Статья?
Связь с Конвенцией

1. Государства-участники рассматривают положения статей 1-Ь настоящего Про-
токола как дополнительные статьи к Конвенции, и все положения Конвенции при-
меняются соответственно

Статья»
Подписание и ратификация

Настоящий Протокол открыт для подписания государствами-членами Совета
Европы, подписавшими Конвенцию. Он подлежит ратификации, принятию или
одобрению. Государство-член Совета Европы не может ратифицировать, принять
или одобрить настоящий Протокол без предшествующей или одновременной рати
фикации Конвенции. Ратификационные грамоты или документы о принятии или
одобрении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.

Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30
марта 1998 г. №54-ФЗ

Статья 9
Вступление в сапу

1. Настоящий Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего по
истечении двух месяцев, считая с даты, когда семь государств-членов Совета Евро-
пы выразят свое согласие быть связанными Протоколом в соответствии с положе-
ниями статьи 8.

2. Для любого государства-члена, которое впоследствии выразит свое согласие
быть связанным Протоколом, он вступит в силу в первый день месяца, следующего
по истечении двух месяцев с даты сдачи на хранение ратификационной грамоты
или документа о принятии или одобрении.

Статья 10
Функции депозитария

Генеральный секретарь Совета Европы уведомит все государства-члены Совета
Европы:

a. о любом подписании;

b. о сдаче на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии
или одобрении:

c. о дате вступления настоящего Протокола в силу в соответствии с положения-
ми статей 6 и 9:

d. о любом ином акте, уведомлении или заявлении, относящемся к настоящему
Протоколу

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномо-
ченные, подписали настоящий Протокол.


Совершено в Страсбурге 22 ноября 1984 года на английском и французском
языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре,
который хранится в архиве Совета Европы. Генеральный секретарь Совета Европы
направляет заверенную копию каждому Государству-члену Совета Европы.