Молодёжные радиоклубы, кружки, секции. Радиоэлектроника и кружки юных радиолюбителей Названия кружков по электронике

Немногим более 70 лет прошло со дня изобретения первого в мире радиоприемника. Для техники это сравнительно небольшой срок. Но радиотехника и электроника за это время прочно вошли в культуру и быт людей. Радиоэлектроника позволяет видеть на экранах телевизоров кинофильмы, спектакли, обнаруживать предметы на больших расстояниях, плавить металл, лечить тяжелые заболевания, управлять космическими кораблями и многое другое. Именно радиоэлектроника позволила сфотографировать невидимую с Земли сторону Луны, видеть выход человека в открытый космос. Радиоэлектроника помогла ученым расщепить атом, создать мощные ускорители элементарных частиц, глубже заглянуть в микромир. Сейчас нет такой отрасли науки, промышленности, в которой в той или иной степени не применялась бы радиоэлектроника.

Значительный вклад в развитие радиотехники и радиоэлектроники в нашей стране внесли радиолюбители. Их умелыми руками сконструировано много разнообразных приборов для народного хозяйства, медицины, науки, техники, культуры. Они же являются и пропагандистами радиотехнических знаний среди широких слоев населения.

Среди радиолюбителей много юных. Они занимаются полюбившимся им делом в кружках Домов и Дворцов пионеров, станций и клубов юных техников, школ, радиоклубов ДОСААФ, самостоятельно дома. Изучая основы радиоэлектроники, они конструируют приемники, усилители, различные приборы.

Творчество юных нередко носит общественно полезный характер. Радиолюбители Новосибирской областной станции юных техников, например, за последние пять лет радиофицировали самодельными транзисторными приемниками более 100 полевых бригад и станов колхозов и совхозов, создали несколько электронных приборов для сельского хозяйства и медицины. В поликлиниках г. Новосибирска нашли применение «Белый шум» — прибор, ослабляющий болевые ощущения при обработке больного зуба бормашиной, потенциалометр — прибор, позволяющий измерять разность потенциалов между зубным протезом и телом человека, прибор для УВЧ терапии, облучающий токами высокой частоты только один больной зуб. В краеведческом музее города работает сконструированный ребятами электронный экскурсовод. Юные радиолюбители Станции — постоянные участники местных и Всесоюзных радиовыставок.

Юные радиолюбители Дома пионеров г. Черепаново Новосибирской области тоже сконструировали несколько приборов для медицины, народного хозяйства, а кружковцы клуба юных техников Сибирского отделения Академии наук СССР разработали и передали в научно-исследовательские институты ряд приборов для научных целей.

Примеров творчества юных радиолюбителей и их общественно полезных дел много. Они есть в каждой области, во многих школах.

С чего начинать? Как научить ребят конструировать усилители, приемники, радиотехнические устройства и приборы? Подобные вопросы всегда волнуют организаторов и руководителей кружков, юных радиолюбителей, и особенно тех из них, кто принимается за это дело впервые. Задача автора этой книжки — попытаться ответить на эти и некоторые другие вопросы.

Радиокружок надо рассматривать как самодеятельное объединение школьников, желающих в часы досуга научиться самим строить радиоприемники и другие радиоконструкции, изучить основы радиоэлектроники. Задача руководителя кружка — удовлетворить и развить интересы кружковцев к радиотехнике.

В каждой восьмилетней и средней школе есть, конечно, ребята, интересующиеся радиотехникой. Многие из них занимаются радиолюбительством дома, часто в одиночку. Однако изучать основы радиоэлектроники и овладевать радиоконструированием лучше, конечно, в кружках школ и внешкольных учреждений, где есть для того соответствующие условия — имеются инструменты, материалы, детали, приборы. Кружки юных радиолюбителей могут создаваться и по месту жительства — при домоуправлениях, ЖЭК.

Занятия пионеров и школьников радиолюбительством носит политехнический характер. Ведь для того, чтобы построить радиоприемник или любой другой радиотехнический прибор, требуются знания по физике, математике. Занимаясь же в кружках, они вооружаются теорией и практикой по электро- и радиотехнике, приобретают навыки обращения с инструментами, с измерительной аппаратурой, учатся читать и вычерчивать электрические схемы, знакомятся с простыми технологическими процессами, конструируют.

Состав кружка должен быть примерно однородным по возрасту, общему развитию и интересам ребят. В один кружок следует включать учащихся не более чем двух смежных классов. Наиболее эффективно может быть организована работа кружка, если он будет укомплектован учащимися одного класса.

Как показала практика, радиолюбительством успешно занимаются учащиеся, начиная с 6—7 классов. У них уже есть необходимые знания, позволяющие понять физические основы радиотехники.

Ниже приводятся примерные программы кружков юных радиолюбителей первого и второго года занятий. Они приемлемы как для школ, так и для внешкольных учреждений. Первая из них, рассчитанная на учащихся 6—8 классов, ранее не занимавшихся радиолюбительством, разработана Центральной станцией юных техников РСФСР, но она претерпела некоторые изменения: расширены некоторые темы, предложены новые практические работы. Примерная программа второго года занятий, являющаяся логическим продолжением программы кружка первого года занятий, разработана коллективом Новосибирской областной станции юных техников проверена в школах и внешкольных учреждениях Новосибирска и области. Рассчитана она на учащихся 8—10 классов. Но это не значит, что кружок учащихся 8—9 классов должен заниматься только по, этой программе. Здесь нужен индивидуальный подход к кружковцам, необходимо учитывать их знания в области электро- и радиотехники. Если учащиеся этих классов ранее не занимались радиотехникой, то для них нужно создавать кружок, который будет заниматься по первой программе. Кружок же второго года занятий должен быть укомплектован учащимися, имеющими знания и опыт в объеме программы кружка первого года занятий.

Очень важно, чтобы кружковцы не только научились монтировать радиолюбительские конструкции, но и знали физические процессы, происходящие в них, поняли работу того или иного прибора, умели производить несложные расчеты блоков и узлов аппаратуры. Но и не следует перегружать занятия кружка сообщением теоретических сведений, превращая их в своеобразные уроки. Начинающим радиолюбителям — учащимся 6—7 классов на занятиях кружка нужно сообщать лишь некоторые сведения из электротехники и радиотехники, доступные пониманию, и только в том объеме, который совершенно необходим для осуществления намеченной практической работы. Не следует давать полных обоснований и исчерпывающих формулировок законов физики. Надо только подводить кружковцев к этим законам, указывать на их практическое применение.

Теоретические сведения сообщаются в виде популярных бесед, сопровождаемых демонстрацией опытов, радиодеталей, готовых конструкций, с приведением возможно большего числа аналогий, схем и рисунков.

Плакаты по электро- и радиотехнике можно получить через магазин «Книга — почтой».

Схемы и описания радиолюбительских конструкций можно выписать через радиотехническую консультацию Центрального радиоклуба СССР (Москва). Школьные радиокружки всегда могут получить необходимую консультацию в местных Домах и Дворцах пионеров, в клубах и станциях юных техников. Различные схемы, рисунки, необходимые кружку, можно найти в журналах «Радио», «Юный техник», «Моделист-конструктор», в брошюрах и книгах массовой радиобиблиотеки.

Нужны, разумеется, и книги по основам радиотехники. В первую очередь кружковцам следует рекомендовать книги «Юный радиолюбитель» Борисова В. Г. и Отряшенкова Ю. М. и «Хрестоматию радиолюбителя» Бурлянда В. А. и Жеребцова И. П. Большую пользу могут оказать и книги Айсберга «Радио... Это очень просто!» и «Транзистор!... Это очень просто!». Если в продаже этих книг нет, то они могут быть в библиотеках.

План работы кружка составляет руководитель кружка на весь учебный год на основе программы. Однако программа кружка является примерной. Это значит, что с учетом местных условий, интересов кружковцев, школы или внешкольного учреждения, она может быть несколько изменена, некоторые темы расширены или сокращены, заменены практические работы. Надо стремиться, чтобы изучение кружковцами основ радиоэлектроники и конструирование шло от самого простого к сложному. Переход от одной темы к другой должен быть всегда логическим, обоснованным.

Практическая работа кружка, являющаяся основой его деятельности не должна быть самоцелью. Собирая и монтируя те или иные конструкции, необходимо иметь представление о принципе их работы, о назначении отдельных деталей и узлов конструкции, уметь налаживать и регулировать их, находить и устранять неполадки. Только в этом случае занятия в кружке принесут всем кружковцам большую пользу. Однако, к сожалению, в погоне за эффективными конструкциями отдельные кружковцы, часто с позволения самого, руководителя, иногда берутся за изготовление сложных прием никой и приборов по готовым описаниям. Это непременно приводит к бессознательному копированию незнакомой и непонятной конструкции. Чтобы закончить такие конструкции, руководителю приходится уделять этим кружковцам много внимания, а иногда самому доводить конструкцию до конца. Такое «радиолюбительство» приносит, безусловно, только вред, и не только тому кружковцу, который взялся за непосильную работу, но и всему кружку. Для практической работы надо намечать только те конструкции и приборы, которые от начала до конца будут изготовлены и налажены самими кружковцами.

Среди кружковцев будут, несомненно, такие, которые пожелают изготовлять приемники или прибор для личного пользования, для дома. Это желание по возможности нужно удовлетворять, если, конечно, эти конструкции близки по тематике содержанию работы кружка.

Если в школе или внешкольном учреждении организуются специализированные радиоспортивные кружки, например «охотников на лис» или коротковолновиков, программы занятий таких кружков можно получить в местном радиоклубе ДОСААФ. Комплектовать такие кружки рекомендуется из ребят, знакомых с основами радиотехники в объеме программы первого года занятий.

Как бы ни были обширны знания и опыт руководителя кружка, планомерная работа с членами кружка требует заблаговременной подготовки к каждому занятию. Надо подбирать довольно простые, но эффективные опыты, аналогии, примеры, вопросы, задачи и другие материалы, относящиеся к занятию кружка по данной теме. Хорошая подготовка к знанию кружка способствует качественному усвоению теоретического материала, благоприятно влияет на выполнение практических работ, повышает авторитет руководителя кружка. Кружковцам надо рекомендовать читать научно-популярные книги и журналы по радиотехнике, особенно журнал «Радио», регулярно записывать в тетради сведения, получаемые на занятиях кружка, чертить в них схемы конструкций, создавая таким образом своего рода справочники, которые пригодятся им в их практической деятельности.

Кружок должен иметь постоянную связь с местным Домом или Дворцом пионеров, радиоклубом ДОСААФ, областной или республиканской станцией юных техников. Эти учреждения помогут правильно спланировать работу кружка, организовать радиоспортивные соревнования, выставку работ юных радиолюбителей. Радиоклуб, кроме того, может выделить для работы кружка некоторые материалы и радиодетали.

Уже стали традиционными спортивные радиоигры школьников, включающие в себя соревнования по «Охоте на лис», скоростной сборке генераторов или приемников, хождению по азимуту и работе в радиосети, передаче и приему радиограммы на ключе. Регулярно проводятся городские, зональные и Всесоюзные выставки работ радиолюбителей-конструкторов, на которые представляют свои работы и юные радиолюбители. Ежегодно во время весенних школьных каникул проводятся соревнования юных ультракоротковолновиков.

Дело чести кружка юных радиолюбителей — активно участвовать в этих и подобных им мероприятиях. Это активизирует работу кружка, сплачивает его коллектив вокруг новых задач.

Радиолюбители-мальчики — это будущие воины Советской Армии. Знания основ радиотехники и электроники помогут им в их службе связистами Вооруженных сил СССР.

Хотел бы рассказать о своем опыте организации кружка электроники в обыкновенной московской общеобразовательной школе. Это, может быть, и не очень соответствует тематике Хабра, но во-первых посты об образовании (высшего, дополнительного, за рубежом, интерактивного и т.д.) здесь появляются довольно часто, а значит интересны многим. И, во-вторых, сегодняшние школьники, которые увлекаются IT, электроникой и робототехники это, по сути, завтрашняя аудитория Хабра, не так ли?

Мотивы
Так стеклись обстоятельства (с), что примерно 1.5 года назад у меня появилось достаточно много свободного времени, и его хотелось бы как-то плодотворно использовать. Я подумал, что надо бы заняться саморазвитием: давным-давно хотел, наконец, освоить FPGA, например, или получить какой-нибудь сертификат, или реализовать некоторые из своих небольших embed-проектов (попутно записался на курс MIT 6.002x на сайте edx.org и даже в декабре успешно его закончил). Но уже довольно давно в голове засела мысль, что все это на самом деле лишено какого-то глобального смысла и конечная цель неясна. Кроме, конечно, получения зарплаты и удовольствия от самого процесса. А вы никогда не задумывались над этим? Что будет после того, как вы разработаете и напишете какой-нибудь крутой игровой движок, или очередной сайт для крупного заказчика, пусть даже очень быстрый и удобный, или запрограммируете еще один контроллер на каком-нибудь производстве, собранный на последнем самом быстром MCU с кучей периферии и километрами проводов? Что останется через много лет от всего этого в сухом остатке? В общем, после всей этой невеселой философии, я подумал, что должно быть что-то кроме этого и надо заняться чем-то другим. Вспомнил, что в школе у меня был радиокружок. Он просуществовал совсем недолго, и никакой системы в занятиях не было. Преподаватель тогда сам не знал, чему же нас можно научить. Однако мне все равно нравилось туда ходить, в электронике была какая-то необъяснимая притягательность, загадочность и настоящая магия! Получается, что радиокружка давно уже нет, никаких школьных поделок не сохранилось, а положительные эмоции еще есть. В общем, решил попробовать самостоятельно организовать нечто похожее. Для ребят это будет интересно и (надеюсь) полезно, для меня - совершенно новый опыт, что тоже полезно. К тому же, когда что-то пытаешься объяснить другим, то и сам начинаешь понимать, о чем идет речь.
Прошлогодняя история, или первый блин
Летом прошлого года я начал думать, где бы мне все это организовать. Вариантов было всего 3: на базе какого-то образовательного учреждения; в детском доме творчества (такие, как ни странно, еще есть в Москве и прекрасно себя чувствуют); самостоятельно снимать подходящее помещение. Последний вариант, конечно, крайне нежелателен, потому что кроме собственно платы за аренду надо будет оформить какое-то неимоверное количество бумажек, справок и разрешений от всех проверяющих органов: пожарные, санэпидемнадзор, коммунальщики, еще кто-нибудь примажется… Да и денег на аренду все равно нет (занятия однозначно должны быть бесплатными), не говоря уже о деньгах на справки. Вариант с домом творчества тоже оказался не лучшим. Ближайший ко мне (на Рязанском проспекте, возле ТЦ «Город») оказался все равно слишком далеко, чтобы можно было туда быстро доехать после работы, да и от метро не близко. Хотя я все же туда зашел, но так и не нашел никого из администрации (летом, естественно, там никого). Остаются образовательные учреждения: у них обычно все в порядке с помещениями, с проверяющими органами и с, собственно, наличием детей.

Открыл карту и стал смотреть, что есть в окрестностях моей работы и дома. Относительно недалеко от работы нашел детский дом (кстати, удивился насколько много детских домов для умственно отсталых детей, а так же коррекционных). Выбрал детский дом, а не школу, потому что мне тогда казалось, что именно им, по идее, надо бы помогать по мере возможностей. Зашел на их сайт, нашел почту и отправил электрописьмо с предложением вести занятия. Прошло несколько дней, а в ответ вообще ничего. Ладно, наверно людям не до этого, или может там вообще e-mail читать просто некому. После работы позвонил, но пообщаться получилось только с охранником, администрация на работе не задерживается. Через пару дней, перед работой, поехал туда сам. На этот раз даже охранника на посту не оказалось, и, погуляв по первому этажу, я прождал его минут 10. Когда он все же появился и позвонил заму по учебной работе, я поднялся на второй этаж и стал опять ждать в коридоре. Еще 20 минут, ребята как раз вернулись из школы, все туда-сюда ходят, но ко мне никто так и не идет. Через полчаса, наконец, встретился с сотрудницей дет. дома, прошли в ее кабинет и я рассказал кто я, кем работаю, чего хочу и что предлагаю организовать. Она, вроде бы, заинтересовалась и проводила меня в старшую группу. Насколько я понял, там парни от 13 до 18 лет. Так же там была их воспитательница. Но на месте было всего трое ребят: один где-то лет 13, второй приблизительно 15 и самому старшему 18 лет. Старшего пригласили специально послушать меня, он особо и не хотел. А средний не отрываясь играл на компьютере в FIFA. Я сел и за 15-20 минут рассказал вкратце о том, что за занятия предлагаю организовать: про ползающих и летающих роботов, программирование, микроконтроллеры, участие в конкурсах, изготовление подарков на Новый год и дни рождения, про рисование печатных плат, паяльники, Arduino и так далее. Естественно, все это в таком виде, чтобы неподготовленный хоть что-то да понял: на примере сотовых телефонов, машин, телевизора, новогодних гирлянд и того же компьютера. Мне кажется, что довольно много ребят, которые интересуются техникой, уже в этом возрасте понимают о чем идет речь, хотя и очень отдаленно. Я был практически уверен, что такие занятия их заинтересуют.
Однако ничего подобного! Парень, которому было 15, отвлекся от компьютера и поинтересовался, смогу ли я научить их торговать на интернет-бирже Forex. Сказал, что у него уже есть на счете какое-то количество денег и было бы здорово их приумножить. На это я ответил, что радио это не экономика, и вообще такие биржи лишь выманивают деньги, и чтобы на этом зарабатывать надо хорошо знать экономику, математику, статистику, но в любом случае это не то чем предполагается заниматься. Зато можем научиться программировать, а программирование ему может помочь и в этой области! Но парень только расстроился и вернулся к FIFA. Я решил поговорить с самым старшим насчет его учебы. Узнал, что он учится в железнодорожном колледже и что все эти моргалки и свистелки ему так же до фонаря. Может, думаю, у них просто в колледже и без того полно всякой электроники с ТАУ преподают? Может автоматика, или связь, или телеметрия - на железной дороге такого очень много. Ничего подобного - он просто учится на машиниста! (да простят меня машинисты за такой тон) Что ж, стал рассказывать насколько интересно разработать что-то для той же ж/д, разобраться с какой-нибудь системой управления, покопаться со связью и т.д. И вообще на ж/д огромный простор для автоматики! Но нет, парень сказал, что и так, в общем-то, все что нужно умеет и особенных плюсов для себя в занятиях не видит. Я, честно говоря, был слегка не готов к такому повороту. Все равно сказал, что позвоню через пару дней и, если ребята решат попробовать, то организуем группу. Мне уже надо было бежать на работу (почти обед), я попрощался и ушел. А через два дня позвонил и воспитательница сказала: «Вы же понимаете, ребята у нас избалованы всякими кружками. Похоже, они к вечеру уже и забыли, что вы приходили. К тому же, самый старший сейчас собирается жениться и ему не до вас. Давайте вы придете и еще раз попробуете поговорить, но уже с другими детьми?»

Выводы такие:
1. Складывается впечатление, что никому, кроме меня самого, это вообще даром не надо. Ни заведующая, ни воспитательница даже не попросили мой телефон (хотя, конечно, все мои контакты я оставил еще в первом письме). Я сам на выходе оставил свою визитку. К ребятам вопросов, конечно, быть не может, все же они дети и еще не понимают что к чему и что на самом деле им нужно. Но в 18 лет уже можно как-то думать о своем будущем. Хотя вполне может быть, что это я неинтересно все рассказывал и не смог их заинтересовать.
2. Обстановка в дет. доме совсем не производит впечатления, что им не хватает на что-то денег. Нормально отремонтированное здание, хорошие большие телевизоры во всех комнатах, у многих ребят телефоны лучше, чем у меня, компьютеры, нормальные мониторы, парты и так далее. Но не понятно, что с ними будет, когда они в 18 лет отсюда уйдут. По-моему, никто не думает о том, как они будут себя обеспечивать после выпуска.
Так в прошлом году у меня пропало всякое желание дальше этим заниматься.

Попытка номер два
Шло время, и зимой я опять стал задумываться об этой идее. К тому моменту уже прочитал все, что мог найти в интернете, про организацию радиокружков и даже нашел несколько специальных книжек еще советских времен. Некоторую полезную информацию почерпнул на РадиоКоте, а так же пообщался с двумя людьми, которые как раз ведут подобные занятия (привет Вадиму и YS). Робкая попытка найти единомышленников на работе результата, к сожалению, не дала, так что предстояло изобразить что-нибудь в гордом одиночестве. Ну и ладно!

В начале лета собрался, наконец, с духом и пошел в школу. У меня прямо рядом с домом аж целых 3 школы, стоят почти стена к стене. В первой школе охранник оказался изрядно под градусом и сначала вообще не понял, что я хочу (наверно, сказывается лето). Потом позвонил кому-то, но после объяснения ситуации практически сразу же положил трубку и сообщил мне, что здесь во мне не нуждаются. А я ведь даже никому не успел объяснить, что именно я, собственно, предлагаю! Очень обнадеживающее начало, да… Решил все же еще раз попробовать, раз уж школы все равно рядом. Зашел во вторую. Тут охранник оказался вполне нормальным, но он сообщил, что школа для умственно отсталых детей и все равно в школе летом никого из администрации и канцелярии нет. Что ж, пошел в последнюю школу. Снова охранник, снова я представился и кратко описал что предлагаю. И тут тоже никого не оказалось, но зато «директор вот только что ушла! Иди, догони». И действительно, на ступенях лестницы я догнал женщину и представился, она оказалась директором этой школы. Опять коротко рассказал кто я, откуда взялся и чего хочу. Она узнала, работаю ли я и какое у меня образование. И, кажется, что мое предложение ее заинтересовало. Наконец-то! Мы договорились, что я приду через несколько дней для более подробной беседы.

Я пришел в назначенное время и стал дожидаться своей очереди, чтобы попасть к директору (еще бы, тут выпускные экзамены ведь, у всех понятные проблемы, и к тому же учителя тоже хотят свои проблемы решить). Наконец меня пригласили, и я более подробно описал предполагаемую программу занятий, количество часов в неделю и материальную базу, а так же из скольких человек будет состоять группа. Директора в общих чертах все устроило, к тому же в школе никаких подобных кружков до этого времени не было (я и не очень в этом сомневался, конечно).

Но тут меня ошарашили тем, что надо будет официально устраиваться на должность преподавателя дополнительного образования. Как оказалось, просто так вот прийти в школу и устроить любые (пусть и бесплатные) занятия нельзя. Если честно, до этого момента я как-то не подумал об этом, хотя это конечно правильно и логично: нельзя подпускать к детям кого попало. Я был совершенно не готов к такому повороту, ну да делать нечего. Секретарь начала рассказывать какие справки и документы мне надо будет собрать. Я столько в своей жизни никогда не собирал:

  • оформить мед. книжку
  • справка МВД об отсутствии судимости
  • справки из наркологического и псих. диспансеров
  • справку из КВД
  • копию трудовой книжки с места работы (я же устраиваюсь по совместительству)
  • паспорт, СНИЛС, копию диплома и ИНН
Тут руки у меня в очередной раз опустились… «Оформить мед. книжку» это не просто ее получить. Это значит сначала получить новую пустую книжку, затем пройти всех мыслимых и немыслимых врачей в своей поликлинике, а потом еще прослушать какую-то лекцию в санэпидемстанции и поставить голограмму. Получить справку из МВД гораздо проще - надо просто два раза смотаться к черту на рога, с промежутком в месяц. Справки из нарко - и психдиспансера, оказывается, даются только по месту прописки. В КВД я ни разу не был, тоже удовольствие очень сомнительное. В общем, когда я в канцелярии школы брал направления на получение этих справок, то даже не подозревал на что подписываюсь. Если найдутся желающие, то я могу написать еще одну большую статью про получение всех этих бумажек, потому что при их получении я собрал, наверно, все грабли, которые существуют. Изначально хотел уместить все в один пост, однако это совершенно отдельная, полная приключений и неожиданных открытий, песня (вот тут сильно хочется сказать что-нибудь матом. Но я не буду).

Итак, к началу сентября (ну, где-то ко второй неделе) я смог все же получить все требуемые бумажки. В школе познакомился с женщиной, которая координирует направление доп. образования. Она объяснила, как ребята записываются во всякие кружки, а так же дала требования к программе дополнительного образования. Согласовал с ней количество и продолжительность занятий. Написал заявление о приеме на работу и подписал его у директора. Затем отнес в отдел кадров все документы, заполнил анкету для получения банковской карточки и написал автобиографию, которую пишут все учителя (это тоже довольно интересный момент. Надо кратко перечислить своих родственников, род их занятий, а так же написать о своем образовании, месте работы и своих увлечениях). Хоть я о зарплате вообще ни с кем не говорил, но банковскую карту все равно пришлось оформить, я же теперь не кто-нибудь, а преподаватель…

В итоге с пятницы, 13 сентября, я школьный учитель. Дальше самое главное - набрать группу для занятий. Я составил объявление, которым надеялся привлечь ребят, и расклеил его в школе на самых видных местах. Кроме этого оказалось, что школа представляет собой не одно здание, а целых три. Так что я разместил объявления еще и там. Плюс к этому удалось договориться, чтобы в одном из зданий школы я прошел по классам (с 6 по 10) во время уроков и коротко рассказал ребятам о кружке. Как это ни удивительно, но за 5 дней по объявлению мне никто так и не позвонил. Ни один ученик и ни один родитель. Оставалась надежда на то, что удастся привлечь ребят своим анонсом. Утром пришел в школу, мне в помощницы дали учительницу начальных классов и вместе с ней я обошел 10 классов (по 2 класса в параллели) с двухминутным рассказом о занятиях электроникой и робототехникой. Тут эффект был гораздо сильнее: было видно, что некоторые заинтересовались, некоторые даже стали задавать вопросы. На следующей же перемене на занятия записались 5 или 6 человек, причем самой первой записалась девочка! Я немного удивился, но это ведь даже здорово. На этом моя кампания по привлечению юных техников была окончена, я уехал на работу.

В итоге, через несколько дней, в списке желающих заниматься было 12 человек. В основном это шести- и семиклассники, но есть двое из 9-ого. Как я понимаю, у старшеклассников интересы несколько иные. За время записи мне даже дважды звонили родители одного второклассника и одного третьеклассника, но, на мой взгляд, для них такие занятия будут слишком преждевременны. Так же на прошлой неделе я составил программу, наличие которой требует министерство образования, и разместил в школе объявления о первом занятии.

Заключение
На этом я хотел бы закончить и без того длинный пост. Пока не знаю, получится ли что-то из моей затеи или нет, но как я убедился организовать занятия вполне реально. Очень многое осталось за рамками и мне есть что рассказать:
  • какая запланирована программа занятий
  • какие проекты предстоит реализовать ребятам
  • что с материальной базой кружка (всякие паяльники, вытяжки, макетные платы, компьютеры, электронные конструкторы, покупка в китайских магазинах и т.д.)
  • как проходило оформление документов и справок
  • А еще сегодня состоялось первое занятие!
Так что если хабрасообществу интересно что-то из перечисленного, то вы знаете что делать.

Министерство Социального развития Саратовской области

Государственное бюджетное учреждение Саратовской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» «Возвращение»

«Утверждаю»

Директор филиала

ГБУ СО СРЦ «Возвращение»

Ершова В.М.

от «____» _______ 2012 г.

П Р О Г Р А М М А

ЗАНЯТИЙ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «РАДИОЭЛЕКТРОНИКА»

Руководитель объединения

Инструктор по труду

Аппак Б.Г.

г.Саратов

2013г.

Программа занятий Творческого объединения

«Радиоэлектроника»

Инструктор по труду

Отделения социальной реабилитации

ГБУ СО СРЦН «Возвращение»

Аппак Борис Георгиевич

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

XXI век стал веком глобальных информационных коммуникаций, интенсивного внедрения электроники в нашу жизнь.

Объединение «Радиоэлектроника» дает возможность подросткам не только заполнить свой досуг, но и развить базовые знания и поднять уровень мотивации к обучению. На занятиях находят себе любимое дело талантливые и способные воспитанники, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Многим сегодняшним воспитанникам в будущем предстоит не только эксплуатировать, но и принимать активное участие в разработке и изготовлении автоматических устройств различного назначения. Поэтому наряду с психологической подготовкой большое внимание следует уделять практической подготовке, отвечающей требованиям сегодняшнего дня.

Одним из эффективных путей профориентационной и практической подготовки детей являются их занятия в кружках радиоэлектроники.

Кружок комплектуется из воспитанников от 7 до 17 лет, проявляющих интерес к созданию электронных устройств.

Работа в нашем объединении позволит учащимся ознакомиться с основами электротехники, электроники, полупроводниковой схемотехники, устройством и применением источников питания РЭА, работой электронных усилителей различного назначения, применением аналоговых интегральных микросхем.

Данная программа составлена на основе многолетнего опыта работы объединения «Радиоэлектроника». В ней учтены положительные стороны всех профилирующих программ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Занять досуг детей интересующихся радиотехникой и электроникой, радиотехническим конструированием и автоматикой. Помочь закрепить на практике знания, получаемые на занятиях. Приобщить к общественно-полезному труду. Расширить кругозор детей.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать развитию творческого потенциала воспитанников

средствами радиотехнического моделирования;

  • Знакомство с современной электронной базой.

Воспитательные:

  • Воспитание профессионального интереса к профилю объединения;
  • Воспитание современного конструктивно-технического мышления.

Развивающие:

  • Расширение информационного поля;
  • Формирование активной творческой позиции;
  • Развитие самостоятельности, аккуратности и ответственности.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Занятия в творческом объединении «Радиоэлектроника» предполагают изучение аппаратуры и работу с ней. Именно состав аппаратуры, которой оснащена мастерская, ее технические характеристики и возможности определяют общий подход к построению программы занятий.

Методической основой занятий по радиоэлектронике следует считать оптимальное чередование групповых занятий с индивидуальной работой. Если теоретические занятия рационально проводить со всей группой, то практические обычно целесообразно проводить индивидуально. Этого напрямую требуют правила техники безопасности и особенности эксплуатации связной аппаратуры.

Приоритетные принципы данной программы:

  • Личностная ориентация образовательного процесса;
  • Оптимальное сочетание теоретических и практических занятий;
  • Закрепление изученного материала повторением на более высоком уровне;
  • Широкое использование технических средств обучения при проведении как теоретических, так и практических занятий;
  • Привлечение к участию в образовательном процессе родителей, спортсменов, специалистов;
  • Чередование групповых занятий с индивидуальными;
  • Участие в днях активности, соревнованиях и других массовых мероприятиях с элементами соревновательности;
  • Участие в повседневной жизни любителей радиоэлектроники: установление дружественных связей со школьниками и взрослыми радиолюбителями своего города, области, России, ближнего и дальнего зарубежья.

Особенности возрастной группы

Вид детской группы соответствует профилю объединения.

Периодичность
1 – 10 классы – 1 час 4 раза в неделю.

На основе опыта работы объединения «Радиоэлектроника» в программу включены разделы, удовлетворяющие современным интересам и увлечениям воспитанников.


На занятиях объединения используется специальное оборудование, изготовленное для объединений радиоэлектроники.
При реализации программы соблюдаются условия сохранения психического и психологического здоровья детей. В процессе обучения у ребенка формируются:

Уверенность в достижении поставленной цели;

Положительные эмоции в ходе выполнения работы;

Стремление добиться успеха.

Учащимся даются посильные задания, которые дают им возможность поверить в свои силы и снять чувство боязни и страха.

Психологический климат в группе позволяет каждому ребенку раскрыть свои способности, получить удовлетворение от занятий, почувствовать поддержку и помощь товарищей.

Все это дает возможность почувствовать детям свою успешность и поверить в себя, испытывая удовольствие от деятельности и получая положительные эмоциональные переживания.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Получение прочных знаний основ электронной автоматики и радиотехники у детей.

Овладение навыками пользования контрольно-измерительными приборами.

Конструирование своих первых действующих моделей радиоэлектроники и автоматики.

Ожидаемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

Обращаться с инструментами;

Комплектовать радиосхемы;

Свободно собирать простую радиосхему;

Научиться трассировке печатных плат простых электронных схем.

Должны знать:

Все радиоэлементы, их обозначения на схеме;

Все физические величины (ток, напряжение, сопротивление и т. д.) и способы их измерения;

Анализировать результаты опытов.

Способы проверки умений и навыков:

Самостоятельная сборка электрических цепей, пайка, трассировка и демонстрация результатов работы группе учащихся;

Защита работ на конференциях и выставках, обсуждение результатов.

Методическое обеспечение программы

Основной формой занятий в объединении является занятие. Подведение итогов по каждой теме проводится в форме зачета.

В организации учебно-воспитательного процесса рекомендуется использовать следующие методы обучения:

  • метод наблюдений
  • проектные методы
  • метод упражнения
  • словесный метод
  • метод показа
  • метод мотивации и стимулирования

4. Условия реализации программы:

Помещение для занятий должно быть сухим, теплым и светлым; стены должны быть окрашены в светлые, теплые тона, коммуникационные трубы и отопительные батареи закрыты электроизолирующими ограждениями. Для объединения необходимо иметь:

Инструменты

Слесарный набор инструментов:

Ножовка по металлу, щлицовка, зубило, слесарный молоток, напильники и надфили разной формы и номеров насечки, ручная дрель, комплект сверл диаметром 1-10мм, пассатижи, ножницы по металлу, кернер, металлическая линейка, металлический угольник, чертилка по металлу, ручные тиски, штангенциркуль, микрометр, резак для пластмасс и листового металла, крейсмессель, гаечные ключи (№4-16).

Столярный комплект состоит из

ножовки по дереву, лобзика с комплектом пилочек, наборов стамесок и долот, рубанка, фуганка (полуфуганка), коловорота с набором перок, деревянного угольника, киянки, струбцин.

Кроме того, необходимо иметь достаточное число сверл малого диаметра (от 0,6 до 1,0 мм), используемых при изготовлении печатных плат.

Контрольно-измерительные приборы.

  • тестеры – 8-10 шт.;
  • осциллограф
  • источники питания
  • прибор для измерения параметров транзисторов
  • генератор низкочастотный
  • генератор высокочастотный
  • генератор прямоугольных импульсов
  • осциллограф
  • осциллограф двухлучевой
  • измеритель параметров индуктивностей и емкостей
  • мост для измерения величин сопротивлений
  • частотомер
  • цифровой вольтметр
  • универсальный источник питания
  • источник питания типа ВС-ЗО
  • автотрансформатор типа ЛАТР, РНО
  • трансформатор с плавной регулировкой выходного напряжения

Расходуемые материалы.

В объединении желательно иметь:

  • стеклотекстолит, текстолит, гетинакс листовой толщиной 0,5-2,5 мм;
  • стеклотекстолит, (гетинакс) фольгированный толщиной 1-2,5 мм;
  • полистирол листовой разных цветов толщиной 0,5-3 мм;
  • органическое стекло листовое толщиной 4 мм;
  • прессшпан толщиной 1-2 мм;
  • пластилин твердый для макетных работ;
  • алюминий листовой толщиной 1-2 мм;
  • дюралюминий листовой толщиной 1,5-2,5мм;
  • дюралюминиевый профиль (уголок, тавр, двутавр);
  • эбонит, полистирол, текстолит, алюминий, дюралюминий, латунь, медь в прутках и болванках диаметром до 60 мм;
  • припой ПОС-60 в прутках и проволоке;
  • канифоль светлая, спирто-канифольный флюс;
  • клеи разные (ПВА, БФ-2, «Уникум», «Момент», «Феникс» и др.);
  • лакоткань, трубки ПВХ и ПЭ разных размеров;
  • лента изоляционная хлопчатобумажная и ПВХ;
  • провода монтажные и обмоточные;
  • нитрошпатлевка, нитрокраски, растворители разные, метизы;
  • сердечники для силовых трансформаторов мощностью 5-50 Вт,
  • кассы резисторов мощностью 0,125-1 Вт, ряд Е-24;
  • кассы низкочастотных и высокочастотных конденсаторов, ряд Е-24;
  • электролитические конденсаторы 1-4000 мкФ;
  • низкочастотные согласующие и выходные трансформаторы типа ТОТ или аналогичные;
  • элементы индекации (лампы накаливания, светоизлучающие диоды, цифровые и знаковые индикаторы т. п.);
  • полупроводниковые диоды, триоды, интегральные микросхемы, тиристоры;
  • электродинамические головки прямого излучения;
  • ушные или головные телефоны, капсюли, (ТМ-2, ТМ-4, ВТМ, ТОН и т.д.);
  • электромагнитные реле с рабочим напряжением до 48 В;
  • измерительные головки магнитоэлектрической системы с силой тока полного отклонения до 1 мА;
  • коммутационные изделия;
  • круглые и плоские стержни из феррита марок 100 НН - 600 НН;
  • кольца из феррита марок 600НН – 2000 НН;
  • держатели предохранителей с плавкими вставками;
  • электротехническая арматура и т.д.
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

всего

на теоретические

занятия

на практические занятия

1. Вводное занятие

2. Электромонтажные работы

3. Основы электротехники

5. Полупроводниковые приборы

9. Экскурсии

10. Заключительное занятие

Итого:

ПРОГРАММА

1.Вводное занятие

Электронная автоматика: характеристика, назначение, сферы применения. Краткий обзор развития электронной автоматики.

Правила поведения в лаборатории. Знакомство с материально-технической базой кружка.

Обсуждение плана работы кружка.

2.Электромонтажные работы

Безопасность труда при проведении электромонтажных работ. Виды и технология монтажа электронных схем. Электро- и радио- монтажный инструмент.

Припои и флюсы: назначение, основные характеристики и применение. Технология выполнения различных видов монтажа методом пайки.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а. Изготовление макетно-наладочных плат, демонтаж электронных блоков.

3.Основы электротехники

Строение вещества. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Электрический ток. Сила тока. Измерение силы тока. Электрическое напряжение. Единицы измерения электрического напряжения.

Безопасность труда при проведении измерений в электрических цепях.

Последовательная электрическая цепь. Электрическое сопротивление. Единицы измерения электрического сопротивления. Условные графические обозначения резисторов. Резисторы: основные типы, их характеристики и применение.

Закон Ома для участка цепи. Электродвижущая сила. Химические источники тока. Закон Ома для полной цепи.

Последовательное и параллельное соединение проводников. Реостат. Делитель напряжения. Расчет параметров элементов электрической цепи постоянного тока.

Магнитное поле. Проводник в магнитном поле. Магнитное поле катушки. Электромагнит. Электромагнитная индукция.

Переменный электрический ток и его основные характеристики: амплитуда, частота, период, фаза.

Индуктивность. Катушка индуктивности. Условные графические обозначения катушки индуктивности. Единицы измерения индуктивности. Расчет катушек индуктивности. Индуктивное сопротивление. Последовательное и параллельное соединение индуктивностей.

Электрическая емкость. Единицы измерения. Условные графические обозначения. Емкостное сопротивление. Последовательное и параллельное соединение емкостей.

Конденсаторы: основные типы, их характеристики и применение.

Активное и реактивное сопротивление в цепи переменного тока.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Индуктивность и емкость в цепи переменного тока.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а. Изготовление электрифицированных учебно-наглядных пособий. Простейшая светомузыкальная приставка.

4. Электротехнические устройства

Кнопки и переключатели. Условные и графические обозначения. Типы, назначение, характеристики и применение. Электромагнитные реле и шаговые искатели. Условные графические обозначения. Типы, основные характеристики и применение.

Элементы индикации и сигнализации: лампы накаливания, газоразрядные индикаторы, полупроводниковые излучающие приборы, знаковые и цифровые индикаторы, устройства акустической сигнализации. Условные графические обозначения. Назначение, основные характеристики и способы включения в электронных устройствах.

Электрические машины. Условное графическое обозначение. Принцип действия. Микроэлектродвигатели постоянного тока: основные типы и их характеристики.

Трансформаторы. Условное графическое обозначение. Принцип действия. Расчет трансформаторов.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а. Электромагнитное реле. Микроэлектродвигатель.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а. Сигнализатор перегорания предохранителя, кодовый замок на реле, игровой автомат на реле, устройство защиты на реле, устройство управления скоростью вращения якоря электродвигателя и т.п.

5. Полупроводниковые приборы

Полупроводниковые материалы. Проводимость р- и n- типа, р - n- переход.

Полупроводниковый диод. Условное графическое обозначение. Вольт-амперная характеристика диода. Основные типы, параметры и применение полупроводниковых диодов.

Биполярный транзистор. Принцип действия. Условные графические обозначения. Транзисторы структуры р – n – p и n – p – n. Основные характеристики биополярных транзисторов.

Транзистор – усилитель электрического сигнала. Схемы включения транзистора и их основные характеристики. Классификация биополярных транзисторов.

Полевые транзисторы. Условные графические обозначения. Принцип действия и характерные особенности применения.

Правила монтажа полупроводниковых приборов.

Многослойные полупроводниковые приборы: динистор, тринистор, семистор. Условные графические обозначения. Принцип действия. Основные типы и применение.

Интегральные микросхемы. Технология изготовления. Гибридные ИМС.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а. Полупроводниковый диод. Биполярный транзистор. Динистор и тринистор.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а. Изготовление несложных электронных устройств с применением полупроводниковых приборов: кодовый замок, охранное устройство, контролер влажности, контролер уровня жидкости, регулятор температуры нагревательных приборов, реле времени и т.д.

6. Электронные измерительные приборы

Назначение и краткая характеристика приборов для контроля параметров и наладки электронных устройств.

Генератор сигналов низкой частоты. Генератор сигналов высокой частоты. Генератор сигналов специальной формы. Осциллограф. Частотомер. Электронные приборы для измерения напряжения, силы тока, сопротивления, емкости, индуктивности.

Безопасность труда при проведении измерений. Правила эксплуатации приборов и методика проведения измерений.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а. Исследование параметров сигналов генераторов при помощи осциллографа.

7. Источники вторичного электропитания

Выпрямление напряжения переменного тока. Принцип действия одно- и двухполупериодного выпрямителей. Схемы выпрямителей. Пульсации выпрямленного напряжения. Сглаживающие фильтры: основные типы, их характеристики и применение.

Классификация стабилизаторов напряжения постоянного тока. Принцип электронной стабилизации напряжения. Параметрический стабилизатор. Принцип действия, основные характеристики и применение. Расчет параметрических стабилизаторов напряжения.

Стабилизатор напряжения непрерывного действия компенсационного типа. Структура и принцип действия. Стабилизаторы напряжения с последовательным и параллельным включением регулирующего элемента. Принцип действия, характеристики и область применения.

Импульсный стабилизатор напряжения. Принцип действия. Перспективы развития источников вторичного электропитания.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а. Выпрямитель напряжения переменного тока. Параметрический стабилизатор напряжения. Стабилизатор напряжения компенсационного типа.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а. Изготовление источников вторичного электропитания для нужд кружка, социально-реабилитационного центра.

8. Обработка и генерирование аналоговых сигналов

Усилители аналоговых сигналов в устройствах автоматики. Усилительный каскад на транзисторе. Установка режима работы транзистора по постоянном току. Простейший расчет параметров элементов усилительного каскада на транзисторе. Входные и выходные характеристики каскада.

Усилитель напряжения. Виды связи между каскадами усилителя. Обратная связь в усилителе. Усилитель постоянного тока. Избирательный усилитель. Усилитель мощности.

Генерация гармонических колебаний. LC - и RC-автогенераторы.

Аналоговые интегральные микросхемы. Классификация аналоговых ИМС. ИМС дифференциального усилителя. Условное графическое обозначение. Принцип действия и применение ИМС дифференциального усилителя.

ИМС операционного усилителя. Условное графическое обозначение. Принцип действия и назначение. Основные схемы использования ИМС операционного усилителя.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а. Усилитель напряжения на биполярных транзисторах RC-автогенератор. Операционный усилитель.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а. Усилитель звуковой частоты, переговорное устройство, имитаторы звуков, электронная сирена, пробники для проверки трактов усилителей, электромузыкальный звонок, электронный замок со звуковым, ультразвуковым или оптическим ключом, селективные устройства управления.

9. Экскурсии

Возможные объекты: выставки детского технического творчества и радиолюбителей.

10. Заключительное занятие

Подведение итогов работы кружка за год. Поощрение наиболее активных кружковцев. Обсуждение плана работы кружка в будущем году.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Программа. Творчество учащихся. М.: «Просвещение», 1995.
  2. Б.Е.Алгинин Кружок электронной автоматики,1991.
  3. Б.С.Иванов Электроника в самоделках,1995.

На прошлой неделе был пост про организацию занятий по электронике в школе. В этом посте, как и обещал, постараюсь изложить свои соображения насчет программы и методики ведения таких занятий.


Нет, эта картинка - не результат трех занятий)

Осторожно, высокое напряжение
Для начала неплохо бы продумать самые общие вещи. Например, какая будет материальная база для занятий? Это в значительной степени зависит от технического оснащения школы и того помещения, где ребята будут мастерить мигающие светодиоды и, чуть позже, терминаторов. Я буду говорить об обычной школе, где кроме кружка днем идут уроки. В домах творчества и различных клубах ситуация, естественно, другая.
Есть несколько вариантов:
1. В классе, выделенном для занятий, ничего, кроме розетки 220 В, нет. Самый сложный вариант. Надо искать где-то блоки питания для каждого человека. Неочевидная проблема заключается в том, что перед каждым занятием всю эту сеть низковольтного питания надо сначала подключить (удлинители, сами БП, провода на каждый стол), а после - все обратно убрать. Как-то переоборудовать класс не разрешают - материальная ответственность, никто с этим связываться не будет. Второй вариант - как можно быстрее перейти к программированию и потом заниматься исключительно им, и тогда нужен только компьютер и проектор. Понятно, что это не подходит - ребятам нужно совершенно другое .
2. Бывает, что в школьных кабинетах физики каждая парта уже оборудована розеткой или клеммником, на который подведены 36 или 42 В. Считается, что это относительно безопасное напряжение. В таком случае надо только изготовить блоки питания на 5 и/или 12 Вольт, которые будут постоянно установлены на партах. Иногда даже случается, что у преподавателя есть возможность менять напряжение на розетках школьных парт при помощи ЛАТР - вообще прекрасный вариант.
Кстати, можно найти довольно много разных паяльников на напряжение 12, 24,36 и 42В.
3. Ну и наконец бывает, что по классу разведено питание 5 В до каждой парты. Этого достаточно для проведения большинства опытов, а так же для работы маломощных приборов, и аналоговых и цифровых. Обычно такая разводка питания делается самостоятельно преподавателем физики с помощью довольно толстых проводов (для предотвращения значительно просадки напряжения).

К сожалению, в моем случае кабинет физики относится к варианту номер 1. На учительском столе есть ноутбук, МФУ, стоит телевизор, видеомагнитофон и муз. центр, а над головой висит проектор. За спиной - небольшой белый экран для проектора и, собственно, школьная доска. Никаких стопок макбуков, как нет и не предвидится. Что ж, буду использовать то, что есть. Наличие проектора очень обрадовало - у меня накопилось много роликов , которые так редко показывают на уроках физики и они будут очень кстати для понимания теории.
Исходя из всего этого, решено снабдить каждого юного радиолюбителя блоком питания на 5В. У большинства они уже наверняка есть: почти любая зарядка от телефона, планшета, плеера и т.д. У кого нет - я раздам из собственных запасов. Так же пользуемся батарейными блоками - удобно, мобильно и безопасно. Это то, что касается электропитания. Про макетки, компоненты и остальное - чуть позже. В ближайшее время буду обсуждать «переезд» в кабинет информатики, потому что без компьютеров в скором времени будет тяжело.

Срез знаний

Не менее важная задача - определить «начальные условия», то есть хотя бы примерный текущий уровень знаний будущих инженеров. Без этого, как мне кажется, будет трудно поставить цели и тем более их выполнить. Еще до нашей первой встречи я подготовил анкету и раздал ее на первом же занятии. Объяснил для чего это надо и как заполнять. Но все равно основные моменты я выяснял в беседе на занятиях: спрашивал про их уроки физики, информатики и математики, про увлечения, про наличие опыта в починке чего-либо, про увлечения, наличие радиолюбителей в семье и так далее.
Результаты такие:
- большинство просто забыло принести эту анкету на второе занятие
- двое шестиклассников и один семиклассник все же сделали это
- девятиклассники забили в полном составе
- заметно, что между 6 и 7 классом настоящая пропасть
- информатики считай, что не было. Максимум - офис. Однако один парень сказал, что было что-то Лого-подобное и еще один даже кое-что писал на Си
- уровень английского еще не успел понять, но то, что было в анкетах, никак не поможет на англоязычных ресурсах. Что ж, значит пока в даташити не полезем.
- у всех есть компьютер и Интернет
- сразу у нескольких человек папа или дедушка - инженеры и знают что к чему. Это очень хорошо для меня, думаю, с ними дело пойдет значительно веселее
- даже девятиклассники не до конца уверены как изображается батарейка на схеме. Те, кто по-младше, совсем таких вещей не видели.

Исходя из этого сделал такие выводы:
1. Начинать с самого начала. Нельзя полагаться на то, что все из них знают что такое электрический ток, например. Ну, это было понятно с самого начала.
2. Придерживаться какого-то четкого плана и сроков будет очень непросто. Судя по тому, как ребята принесли мне анкеты)
3. Когда дойдем до программирования, то так же надо начинать с нуля. Чуть дальше я более детально опишу свои соображения.
4. Английская часть сети для них пока не существует. Придется ссылаться только на русские ресурсы и документацию. Ясно, что я не смогу их мотивировать усиленно учить английский - ребята пока что не понимают, зачем это надо.
5. Как можно активнее использовать Сеть. За 4 часа в неделю всего не рассказать и на все вопросы не ответить, но есть компьютеры, телефоны или планшеты. Поэтому надо постараться приучить их искать ответы в сети, общаться между собой и задавать мне вопросы не только в классе.

Я уже завел дневник на LiveJournal, канал на YouTube для будущих роликов и аккаунт в скайпе. Когда на последнем занятии я рассказал про все это и попросил активнее пользоваться, то все почти в один голос сказали, что нужна группа во Вконтакте. Что ж, придется пойти навстречу, и я чуть позже сделаю такую группу. Как я понял из разговоров, ребята гораздо чаще бывают во Вконтакте, чем на любом другом сайте (тут мне в очередной раз хочется сделать едкое замечание, но я не могу, я ж теперь преподаватель =))
В предыдущем посте был вопрос о видеозаписи. Я пытался записать первые два занятия, но делать это обычной видеокамерой оказалось крайне неудобно: узкий угол зрения и неудобно переставлять штатив, чтобы в разные моменты времени снимать то доску, то, например, макетную плату или какие-то эксперименты. В ближайшее время постараюсь разжиться экшн-камерой и вот тогда будет легче. Есть планы выкладывать самое интересное на канал YouTube.

Есть ли у вас план, мистер Фикс?
Теперь главное: что собственно мы собираемся делать и с чего начать? У меня не было четкого ответа до того, как мы начали занятия. Я лишь примерно представлял себе возможные варианты. На сегодняшний день прошло уже 3 занятия, и я более-менее понял уровень подготовки ребят. Мой хитрый план такой:
- Самые основы: что такое электрический ток. Попытаться увязать это понятие с обычным трубопроводом, то есть использовать для наглядного и интуитивного обучение гидродинамическую модель (ГДМ).
- Источник питания (батарейка) и провода. Аналогии в ГДМ - насос, резервуар с водой и трубы.
- Устройство макетной платы.
- Простейшая схема на макетке - батарейка, провода и лампочка.
- Резистор и его влияние на лампочку и всю цепь. Аналогии в ГДМ - узкие трубы.
- Несколько резисторов в разных вариантах включения.
- Светодиоды; кнопки. Простые схемы с ними и аналогии в ГДМ (клапан и задвижка).
- Что такое микросхема. Взять простую плату и наглядно показать где тут МС, резисторы, кнопки, проводники и источник питания.
- Аналоговый и цифровой сигнал
- Микросхемы стандартной логики (не буду останавливаться на этом слишком подробно, но все равно это нужно сделать).
- Простейшие счетчики, генераторы, регистры, мультиплексоры, дешифраторы и т.д. Несколько занятий.
- Емкость и индуктивность.
- Arduino: что это и для чего. Что такое микроконтроллер со ссылками на МС стандартной логики.
- Поморгать светодиодом.
- Дальше будет все вперемешку, в зависимости от проекта у конкретного человека: кто-то будет пищать спикером, кто-то крутить сервопривод, выводить циферки на семисегментные индикаторы или обрабатывать массив кнопок.

Вот так. Сначала общие вещи, которые нужны для любой поделки, потом по мере возникновения вопросов и проблем. Понятие емкости и индуктивности я планирую объяснять далеко не в начале, скорее всего когда будут возникать «боевые» задачи. То же самое с переменным током. Где-то в отдаленной перспективе будут радиоволны, еще очень нескоро.
Общий смысл в том, чтобы как можно быстрее получить осязаемый результат. С самого начала я предложил ребятам разделить их работу на две части: у каждого свой небольшой проект + один общий проект, но посложнее. Так же обозначил для них приблизительный срок - до новогодних каникул. Считаю, что надо сразу привыкать к наличию временных рамок, иначе можно аморфно заниматься непонятно чем весь год без видимого результата.
Сейчас все больше склоняюсь к тому, чтобы объединить ребят по 2-3 человека над одним проектом и отказаться от общего проекта вообще. Если слишком долго копаться в теории и ничего не делать руками, то интерес очень быстро пропадет и народ просто разбежится.
Как верно подсказывали в комментариях , везде, где это возможно, я стараюсь объяснить теорию при помощи аналогии электрических цепей и водопровода. Это давно известный и хорошо себя зарекомендовавший метод, школьнику гораздо легче представить насос и заслонку, чем невидимые носители заряда и, например, диод.
Основной акцент будет делаться на цифровой электронике, а аналоговые вещи будут обсуждаться по необходимости. Поэтому постараюсь как можно раньше приступить к работе с Arduino: с ней гораздо проще и быстрее можно получить работающее устройство, и к тому же можно мастерить и программировать дома. Почему я выбрал именно Arduino, я думаю, понятно. Если нет - отвечу в комментариях.
Благодаря нескольким хорошим людям, которые откликнулись на первый пост, удалось насобирать 7 плат Arduino, и некоторым школьникам я их уже раздал. Да, пока они не знают с какой стороны ее взять, но некоторые успеют что-нибудь про это самостоятельно почитать.

Начало
За три занятия пока успели немного, но первое занятие было вводным и исключительно для сбора информации, раздачи анкет и разговоров про нелегкую школьную жизнь. На втором начали с рисования схемы батарейка + лампочка. Почти для всех это оказалось абсолютной китайской грамотой и пришлось говорить о том, как элементы отображаются на схемах. Затем не без труда составили аналогичную цепь, но «в терминах водопровода». А потом я попытался объяснить, что так оставлять нельзя и обязательно надо добавить резистор. Вот тут было напряженный (для меня) момент: половина начала активно зевать, другая половина просто с полным непониманием смотрела на доску. Поэтому было решено немедленно переходить к показательному выступления, и я достал макетку с резисторами и светодиодом. Сначала объяснил, что такое макетная плата и как в ней соединены контакты. Затем при помощи девятиклассников, с подробным обсуждением всего происходящего, собрали схему и подключили блок питания. Но ясно, что этот опыт не из самых зрелищных) И тут удалось привлечь их внимание: я предложил сжечь светодиод, убрав из цепи резистор. При слове «сжечь» в глазах появляются искры, и рты расплываются в улыбке. Так что пошли и прожарили этот несчастный светодиод, и попутно каждый смог убедиться, что он прилично греется. После этого объяснения про ток, резистор и их взаимосвязь пошли гораздо веселее и продуктивнее: теперь хоть понятно о чем я говорил.
Третье занятие было похоже на второе, а началось с повторения и разных вопросов с моей стороны. Опять с трудом, но уже почти без моей помощи, смогли нарисовать несложную схему из трех элементов. Опять почти правильно нарисовали ГДМ всего этого. А дальше я рассказал, что резисторы бывают разными и что лампочка будет светить по-разному в зависимости от этого. На макетке все это незамедлительно проверили, повтыкали разные резисторы. А потом кое-как, но все же почти самостоятельно, разобрались что будет, если включить их параллельно. ГДМ тут очень помогает, и что важно - не потребовалось никаких формул. С последовательным включением почему-то возникли сложности. Ну что ж, не все сразу)
Самое главное, что было - начали обсуждать свои будущие проекты. Сначала половина хотела сделать некоего «робота», но после моих наводящих вопросов и разговоров ребята начали понемногу спускаться с небес на землю. Итак, пока вот что они придумали для себя:
- роборука с зажимом
- зарядка для аккумуляторов
- робот, ездящий по полосе
- автоматическая точилка для карандашей
- простая радиоуправляемая машинка

А четвертое занятие не состоялось. Вместо него я предложил поехать на чемпионат России по робо-сумо ! Как мне казалось, это будет для них интересно и сможет мотивировать. Однако в результате поехало всего три человека из примерно десяти, притом что соревнования проходили практически в то же время, что и занятие. Может быть, не пустили родители (для поездки обязательно нужно иметь разрешение со стороны родителей, что те не против), а может просто решили не заморачиваться и остаться дома, я пока этого не знаю. К сожалению, родители тоже не проявили почти никакого интереса, поехала только мама одного шестиклассника.

Соревнования по робо-сумо
Возможно, кому-то будет интересно как мы съездили на эти соревнования. Еще за несколько дней до этого я договорился встретиться там с несколькими людьми, которые хотели познакомиться и обменяться опытом. Добрались до МИЭМ, ребята сели в зале и стали наблюдать за рингом при помощи двух проекторов (роботы-сумоисты довольно маленькие, и даже на близком расстоянии сложно рассмотреть все что там творится). Конечно, очень здорово, что есть такие мероприятия, на которые можно вот так запросто прийти и посмотреть на работу таких увлеченных людей и их роботов. Я познакомился с Владимиром, который предложил помощь в ведении кружка. Так же познакомился с Алексеем, который уже второй год проводит аналогичные занятия, но только на базе библиотеки. Так же было интересно послушать про то, как у него все начиналось и какая была программа занятий.
Когда был небольшой перерыв в конкурсной программе, я заметил, что на дальних столах что-то активно мигает всеми цветами. Пригласил ребят посмотреть - оказалось, что это были стенды, собранные на макетных платах. Вместо тысячи слов - ссылка на форум . Когда летом я лазил по сети и изучал все по теме кружков, то надолго завис на этом форуме. Это именно то, что надо для начинающих! Подробное описание самой макетной платы, способов подключения питания, изготовления и прокладки проводов, сделанных из дешевого кабеля, и самое главное - подробно разжеванные задания на использование микросхем стандартной логики. Кроме этого на форуме есть много чего полезного, и летом я все это прочитал. Вот так на соревнованиях по робо-сумо я познакомился с замечательным человеком, руководителем занятий электроникой на базе студенческого конструкторского исследовательского бюро МИФИ, Василием Васильевичем Зуйковым. Полностью увлеченный своей работой человек, с которым можно проговорить не один час. Там же он подарил нашему кружку набор для занятий по его программе: макетная плата, провода, батарейный блок, набор логики 155 серии и даже свою необычную и функциональную визитку . Фотография в заголовке поста сделана как раз у этого стенда. Между делом я старался рассказать ребятам кое-что про устройство этих схем и компоненты, используемые для их построения, но внимание слушателей все время переключалось на роботов, которые разъезжали по сцене) Ничего, скоро они сами будут собирать нечто похожее.

О самих соревнованиях.

Благодарность
Хочу отдельно рассказать о том, насколько бурной и позитивной была реакция на первый пост. Мне написало огромное количество народу, и я прошу прощения, если не всем успел вовремя ответить. Несколько человек из других школ попросились на занятия (к сожалению, на данный момент это невозможно).
Пообщался по скайпу с таким же начинающим преподавателем из Астаны, а так же еще одним человеком, у которого за плечами 10 лет практики в подобных делах.
Написал Руслан, который затем подошел к школе и передал целый пакет с полезными железками: паяльник, несколько ЖК-индикаторов, светодиоды, моторчики, блоки питания, платы Ардуино и даже целых 2 набора LaunchPad от TI. Написал uSasha , с которым я так же встретился и который передал ребятам полный комплект аппаратуры радиоуправления, а так же замечательную плату Meggy Jr RGB и кабель программирования. Написал Анатолий, который отправил GSM-модем и эвалюэйшен-плату FPGA.
Владимир, про которого я уже упоминал, вообще предложил свою помощь в ведении занятий! Надеюсь, что все получится.
Написал Дмитрий, который организовал кружок «Радиотехника» в с. Мильково Камчатского края. Он тоже много чего интересного рассказал про свои приключения: очень непросто организовать такую штуку, когда до областного центра 300 км, да и там нет специализированных магазинов. Было бы великолепно, если бы он поделился своим опытом со всеми.
Познакомился с Ильей и Олегом, организаторами проекта РоботКласс - тоже классное начинание! Встретился с Виталием, у которого приличный опыт преподавания программирования школьникам.
Несколько человек предложили финансовую помощь, за что им большое спасибо.
А еще меня очень порадовало, что темой интересуется не только сильная половина человечества, но также и прекрасная. Алена, тебе привет)
И наконец, только что я вернулся со встречи с Алексеем, Кириллом и Александром, которые уже несколько лет ведут занятия по робототехнике и с которыми я познакомился на робо-сумо. У ребят полно идей, они уже хорошо представляют что нужно детям и как это до них донести (это и программирование, и электроника, и конструирование). Узнал много нового. Очень надеюсь, что такие встречи по обмену опытом у нас теперь будет проходить на постоянной основе.

Вот сколько людей за эти две недели! Сложилось впечатление, что темой дополнительного образования озабочено очень приличное количество народу, по крайней мере в Москве. Это общительное, крайне дружелюбное и молодое сообщество, члены которого друг другу помогают. Ура!